Надежда Федоренко
Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, мы можем отметить отсутствие у детей мотивации, снижение речевой и познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
Публикация «Проект „Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Основным видом активности дошкольников является ирга, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому важнейшей задачей является создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательную деятельность детей в детском саду.
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.
Современные педагоги в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования ищут новые подходы, идеи, технологии для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук.
Мы поставили перед собой
Цель:
повышение речевой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания и использования лэпбука.
Задачи:
• Формировать и совершенствовать грамматический строй речи.
• Активизировать в речи прилагательные, упражнять в образовании существительных множественного числа.
• Закреплять способность отгадывать загадки, составлять описательные рассказы по картинке, называть предметы одним словом (обобщения); правильно называть животных, части тела животного, узнавать известных зверей по неполному изображению; побуждать детей дифференцировать животных по окраске, внешним отличительным признакам.
• Учить составлять предложения и связный рассказ.
• Развивать фразовую и связную речь, обогащать словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи.
• Развивать логическое мышление, память, внимание.
• Закреплять способность делать лэпбук, сформировать представление о лэпбуке, как интересной интерактивной игровой книге.
• Изготовить лэпбук по речевому развитию (совместно с детьми).
• Активизировать работу с родителями по развитию речи детей.
• Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах применения активных методов обучения.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Развивать желание выполнять совместные игровые задания.
• Воспитывать интерес к речевым играм, доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, самостоятельность, усидчивость, аккуратность, внимание, находчивость, сообразительность.
(Основная из которых – совместно с детьми создать лэпбук и через игру с ним развивать все компоненты устной речи).
Тип нашего проекта : информационно – практико – ориентированный.
Срок реализации: долгосрочный.
Участники: воспитанники старшей группы, родители и педагоги.
Лэпбук - это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, с карточками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все содержимое. Однако несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающейся предметно - пространственной среде :
• информативен: в одной папке можно разместить достаточно много информации на определенную тематику, а не подбирать различный дидактический материал;
• полифункционален: способствует развитию речи, творчества, воображения (есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
• обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• вариативен: существует несколько способов использования каждой его части;
• его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, речевую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Направления использования лэпбука :
Для детей - это красочная интерактивная папка, хранящая в себе секреты. Дошкольникам в свободное время хочется её рассматривать и изучать снова и снова. Незаметно для самих детей пособие побуждает их к речевому развитию, коммуникативному взаимодействию с ровесниками и взрослыми.
Для педагога - это пособие позволяет организовать занятие по развитию речи, предоставляет готовый материал для упражнений.
Для родителей - это возможность проявить свои творческие способности, увлекательно и с пользой провести время с ребёнком, организовать активное общение, возможность узнать потенциал малыша.
Этапы реализации проекта :
1. Организационно - подготовительный этап:
• Сбор информации, материала для создания лэпбука.
Материал:
Картон - основа (картонная папка А - 4).
Бумага (белая, цветная).
Принтер, карандаши, фломастеры.
Обычные ножницы.
Клей карандаш, скотч.
Линейка.
Тематические картинки.
Готовые шаблоны кармашков.
• Подборка игр по развитию речи.
• Картинок.
• Создание паспорта лэпбука по развитию речи «Волшебная страна».
(С описанием содержания лэпбука).
Обложка с изображениями зверюшек - своеобразная подсказка о том, что ожидает детей, которые решили заглянуть в чудо - книжку.
Шаблоны карманов для лэпбука. В них можно хранить карточки с дидактическими играми по развитию речи, предлагаемыми для данного лэпбука.
Фон - для оригинального удобного оформления книжки.
Игры для лэпбука :
Игра по развитию речи «Противоположности» (антонимы).
Цель: ознакомить детей со словами - антонимами, научить находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов и явлений.
Игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?»
Цель: формировать у детей представления о притяжательных прилагательных и правилах их применения в речи. Ход игры: Дети находят часть картинки и определяют, к какой картине данная часть относится, отвечая на вопросы «Чья? Чей? Чье? Чьи?».
Игра «Из чего приготовлено?»
Цель: ознакомить детей с особенностями применения в речи относительных прилагательных и дать представление о способах их образования. Ход игры: Дети подбирают к изображениям продуктов карточки с изображением приготовленных из этих продуктов блюд: капуста - капустный пирог, морковь - морковный сок.
Игра «Какой, какая?»
Цель: обогащать словарь прилагательными, находить и называть признаки предметов. Ход игры: Дети называют животных, изображенных на картинках и выделяют признаки посредством описания животных, отвечая на вопросы «Какой, какая?»
• Игра «Назови ласково».
Цель: учить применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: Дети называют животное ласково: заяц - зайчонок, волк – волчонок.
Игра «Где?»
Цель: учить правильному употреблению в речи предлогов, определяя местоположение предметов. Ход игры: Дети составляют небольшие рассказы по картинке, используя предлоги в, на, за, под, перед, около, позади, впереди.
Игра "Что делает?"
Цель: научить детей образованию глаголов с -тся, -ться.
Ход игры: Дети определяют по картинке схожие действия и называют глаголы, отвечая на вопрос, что делает ребенок на картинке: причесывает - причесывается, катает- катается.
Игра "Один, два, много".
Цель: научить определять единственное и множественное число предметов, ознакомить с названиями цветов.
Ход игры: Дети рассказывают, сколько цветов изображено на картинке: одна гвоздика, два тюльпана, много ромашек.
Игра "Чистоговорки".
Цель: научить детей четко и правильно произносить звуки и слова.
Ход игры: воспитатель читает чистоговорку, дети повторяют подгруппой, затем индивидуально, четко проговаривая звуки и слова.
Игра "Скажи быстро".
Цель: научить говорить скороговорку быстро и правильно выговаривая каждое слово.
Ход игры: воспитатель читает скороговорку, дети несколько раз повторяют, затем педагог проговаривает скороговорку быстро, дети повторяют подгруппой и индивидуально.
Игра "Отгадай загадку и назови первый звук в слове".
Цель: научить отгадывать загадки и называть первый звук в слове.
Ход игры: воспитатель читает загадку, не произнося последнее слово (отгадку, дети отгадывают и называют первый звук в слове.
Затем собрали «Детский совет». Познакомили детей с паспортом лэпбука.
Основной этап: изготовление лэпбука и использование в детском саду и дома.
Изготовление обложки для лэпбука.
Изготовление обложки для лэпбука.
Изготовление карманов для лэпбука.
Вырезание картинок для игр. Наклеивание картинок на картон.
Заинтересовали детей и родителей. Предложили отправиться в путешествие в страну лэпбуков.
Лэпбук «Волшебная страна».
Рассматриваем изготовленный лэпбук, закрепляем правила обращения с книгой (с подгруппой детей).
Предлагаю детям вместе поиграть. (Совместная игровая деятельность (подгруппа детей).
Играем вместе (индивидуальные занятия).
Самостоятельная игровая деятельность.
Взаимодействие с семьей:
• Участие в создании лэпбука (распечатка картинок).
• Проведение занятий по развитию речи в домашних условиях с использованием лэпбука.
• Домашняя фотосессия «Играем, говорим, развиваемся».
• Рекомендации для родителей по созданию лэпбуков «Создаем вместе».
Домашняя фотосессия «Играем, говорим, развиваемся».
Подвели итоги реализации проекта.
В результате проведенной работы у детей :
• изменились взаимоотношения внутри детского коллектива, в общении со взрослыми;
• меньше стало конфликтных ситуаций между детьми;
• стали более развиты все компоненты устной речи;
• закрепились представления о лэпбуке и способе его изготовления;
• развилась способность отгадывать загадки, составлять рассказы по картинкам, называть обобщающие слова;
• расширились знания воспитанников об окружающем мире;
• улучшилось внимание, память, мышление, усидчивость;
• значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач;
• повысился интерес к лэпбуку и речевым играм;
• активнее стала проявляться инициатива в выборе деятельности;
• активизировалась работа с родителями по развитию речи;
• РППС пополнилась еще одним лэпбуком.
Наши перспективы: сделать сменные игры в кармашки для лэпбука по развитию речи «Волшебная страна») :
• Картотека скороговорок, загадок.
• Подборка пазлов, раскрасок.
• Создание лэпбука «В гостях у сказки».
• Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
• Игра «Назови первый звук в слове».
• Пословицы и поговорки в картинках.
• Игра «Раздели слово на слоги».
• «Стихи по временам года».
• «Короткие рассказы».
Продолжить путешествия в страну лэпбуков :
• «В гостях у сказки»;
• «Профессии»;
• «ЗОЖ»;
• «Зима»;
• «Лето»;
• «Весна»;
• «Осень».
«Лэпбук – это … полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов».
Д. А. Гатовская