Алена Лемешкова
«Мнемотехника как средство быстрого запоминания информации» Мастер-класс для родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
Текст к презентации собрания на тему: «Мнемотехника, как средство быстрого запоминания информац
ии»[/b]
1 слайд. Приветствие.
2. слайд. Повестка.
3 слайд. Выступление Степановой Жанны Витальевны (логопед).
4 слайд. При работе с детьми нами было отмечено следующее, что у 60%
детей группы:
речь односложная, состоит лишь из простых предложений. Дети затрудняются правильно построить распространенное предложение.
Публикация «„Мнемотехника как средство быстрого запоминания информации“ Мастер-класс для родителей,» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2015
Например (из пересказа о зиме, дети: «Зимой — везде снег». Как звучало: «Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом». Дети: «Птицам надо насыпать семечек в кормушку». Как звучало: «Птицам бывает зимой голодно, поэтому их надо подкармливать».
недостаточный словарный запас, т. е. бедность речи.
дети не способны доступно сформулировать вопрос или дать развернутый ответ, т. е. бедная диалогическая речь;
не способны самостоятельно построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
не умеют использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. (даже взять к примеру стихи, которые вы учите с детьми дома, единицы справляются с этим).
Именно поэтому дети без радости включаются в процесс заучивания стихов, поговорок и пословиц (по временам года, в процесс пересказывания текстов. Все эти процессы вызывают у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Нам с Вами очень важно пробудить у наших детей интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Сегодня мы решили подсказать Вам, каким образом можно помочь Вашему ребёнку справиться с трудностями при запоминании той или иной информации и сократить этот процесс.
Слайд 5. Прежде, чем перейти к практике, я хотела бы зачитать притчу.
В Греции на острове Хиос, до нашей эры случилось землетрясение, которое засыпало дом богача и его гостей. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.
Слайд 6. Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и ф
он. [/i]
Ассоциа
ция[/i] — мысленная связь между двумя предметами, а ф
он [/i]— это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей.
Посмотрите как дети ответили на вопрос с чем у тебя асацируеться яблоко? - Оно кислое, зеленое, бабушкины пирожки, полезное, висит на ветке. Уважаемые родители а у вас с чем асацириуется эта картинка?. (ответы)
Впоследствии мнемоника (совокупность приёмов запоминания информации) на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон, к которому подобраны ассоциации.
Слайд 7. Давайте вспомним с Вами несколько широко известных мнемонических фраз: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее. Вспомните, благодаря какой фразе вы запомнили порядок падежей?
Слайд 8. Мнемотехника или мнемоника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Проще говоря запомнить по схемам и рассказать.
Слайд 9. Ещё К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Слайд 10. Мнемотехника помогает развива
ть:[/i]
ассоциативное мышление;
зрительную и слуховую память и внимание;
воображение;
развивает связную речь;
развивается мелкая моторика рук (при зарисовке схем);
сокращает время обучения.
Именно поэтомы мы приёмы мнемотехники используем
при[/i]:
обучению пересказу;
составлению рассказа;
разучивании поговорок, стихов, пословиц;
отгадывании загадок;
при описании объекта (животное, растения) и предмета.
Посмотрите на таблицу как думаете какое стихотворение здесь
закодировано? Догадались? Слушаем Вас.
Слайд 11. Наша программа «Детство» уникальна тем, что в ней заложено использование моделей и схем. Например, в таких разделах программы, как экология, развитие речи и обучение грамоте.
Работа по мнемотехнике строится (от простого к сложному,
следующим образом:
1. Детей знакомят с мнемоквадратами (изображения обозначающее слова);
2. Затем вводят мнемодорожки (словосочетания, поговорки, короткие стихи;
3. К старшему возрасту дети уже работают с мнемотаблицами. (стихи, составление рассказов, пересказ сказок).
Слайд 12. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Именно, поэтому мы, начиная со 2-ой мл. гр. используем в своей практике мнемотехнику. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуют давать цветные схемы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы (эталоны цвета, формы) репка – кругла, желтая с хвостиком; мышка серая; ёлочка зеленая. Со старшего возраста можно усложнить (чёрно-белое) или заменить другой графической заставкой (вводятся стрелки- движение и отрицание — перечёркивание и т. д.).
Слайд 13. Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении описательных рассказов о предмете или объекте. Давайте попробуем описать следующий предмет — КРУЖКУ, опираясь на схему.
Слайд 14. Сейчас, опишите ОГУРЕЦ, опираясь на предложенную вашему вниманию схему.
Слайд 15. Опишите живой объект природы: ОСУ, также согласно схеме.
Слайд 16. Обратите Ваше внимание на слайд, на нём представлены мнемотаблицы по временам года, в данном случае: зима и весна. К ним прелагаются и рассказы.
Слайд 17. Суть мнемотаблиц заключается в следующем:
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Слайд 18. Сейчас, давайте от слов перейдём к практике.
Слайд 19. Посмотрите на экран и попробуйте отгадать загадки:
1. «Золотое решето, черных домиков полно? (подсолнух)
2. «Сидит на ложке свесив ножки?» (лапша)
3. «Висит груша нельзя скушать?»
Теперь мы предлагаем вам разделиться на три команды. Каждой команде дается текст загадки задача, закодировать загадку. Соперникам нужно будет отгадать её.
1. «Бел да не сахар, нет ног а идет?» (снег)
2. «Зубов много а ни чего не ест?» (расческа)
3. «Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище?» (кошка, кот)
Слайд 20. Попробуйте теперь узнать пословицу и определить под каким она номером.
«Мороз не велик, да стоять не велит» (№3.);
«Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.» (№1.);
«Красна весна цветами, а осень - снопами» (№2.).
Слайд 21. Дети закодировали сказки, давайте попробуем отгадать их и дать название.
1.«Рукавичка».
2.«У страха глаза велики».
3.«Петушок и бобовое зернышко».
4.«Заюшкина избушка».
5.«У солнышка в гостях».
6.«Коза дереза».
Слайд 22. Взгляните на следующие мнемосхемы, как вы думаете, какие сказки закодированы здесь.
1.«Волк и семеро козлят».
2.«Под грибом». (Сутеев Владимир Григорьевич)
3.«Маша и Миша».
Слайд 23. Теперь давайте вместе попробуем закодировать стихотворение, предложенное на слайде, а потом рассказать его, опираясь на мнемотаблицу.
Женя в лес пошёл густой, видел там ежа с лисой,
У ежа ежата, у лисы, лисята,
Женя лес обошёл, ежевики куст нашёл,
Ежевики взял немножко и понес домой в лукошке.
А теперь каждая подгруппа самостоятельно закодирует стихотворение, а соседняя команда попробует рассказать его, опираясь на мнемотаблицу.
1 подгруппа
Сшили Тане сарафанчик,
Нет такого у подруг –
Ярко-жёлтый одуванчик,
Колокольчики вокруг. (посмотрите как это сделали мы с детьми)
2 подгруппа
Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить. (З. Александрова) (а вот наш вариант)
3 подгруппа
Сел медведь на бревнышко,
Стал смотреть на солнышко.
Не смотри на свет, медведь!
Глазки могут заболеть! (посмотрите на вариант детей)
Конечно использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется просто великолепно. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.