Наталья Сапожникова
Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский
Что такое мнемотехника?
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греч. «искусство запоминания») – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать:
-Ассоциативное мышление
-Зрительную и слуховую память
-Зрительное и слуховое внимание
-Воображение
-Связную речь
-Мелкую моторику рук
Мнемотехника строится от простого к сложному:
- мнемоквадраты, затем
- мнемодорожки и
- мнемоквадраты.
Мнемодорожки:
Что такое мнемотаблица и как с ней работать?
Мнемотаблицы для детей младшего и среднего возраста.
Мнемотаблица к сказке "Теремок"
Что является опорным в мнемотаблице?
Что можно изображать в мнемотаблице?
Мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»
Этапы работы с мнемотаблицей:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
4 этап: Графическое изображение.
Требования предъявляемые к стихотворениям для малышей:
1. Простота и четкость ритма.
2. Краткость самого стихотворения и отдельных строк.
3. Простота и ясность знакомых детям образов.
4. Отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.
Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Результат использования мнемотехники у детей:
-расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Где можно использовать мнемотаблицы?
-Обогащение словарного запаса
-Обучение пересказу
-Составление рассказов
-Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок
-Отгадывание загадок.