Анна Тимошкова
Мастер-класс для педагогов «Гончарное искусство в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»
Мастер - класс
«Гончарное искусство в работе с дошкольниками»
Тимошкова Анна Юрьевна
Слайд 1. (видео)
Добрый день, дорогие коллеги, я хочу вас пригласить в удивительный мир волшебной глины…
Слайд 2. (титульный лист)
Действительно, глина имеет огромное значение для человека!
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Гончарное искусство в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Глина, обожженная на костре — первый искусственный материал, над которым была бессильна непогода и время.
Слайд 3. (картинка древнее ремесло)
Сам факт появления гончарного ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями человечества как использование огня и изобретение колеса.
Слайд 4. (картинка бог)
Практически каждый народ в древности считал, что гончарному ремеслу научили предков могущественные боги. Да и самого человека Бог слепил из глины и вдохнул в него жизнь.
Слайд 5. (искусство керамики)
В процессе развития общества глиняные изделия люди научились специально отделывать и украшать, из области ремесла производство переместилось в сферу искусства.
Существуют виды керамики, поражающие своей красотой и изяществом, легкостью и грациозностью. Давайте вспомним некоторые из них.
Слайд 6. (фарфор)
Фарфор
Слайд 7. (фаянс)
Фаянс.
Слайд 8. (шамот)
Шамот.
Слайд 9. (майолика)
Майолика
Слайд 10. (гончарный круг ручной и ножной + изделия)
Еще одна разновидность керамики – это гончарные изделия. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и были неправильной формы. Позднее встречаются сосуды правильной круглой формы, что возможно только при употреблении гончарного круга.
Точное время его изобретения неизвестно. Известно только, что в Египте он был не менее 10 тысяч лет назад.
Вначале гончарный круг был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой.
Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног.
Слайд 11. (гончарные изделия)
Во все времена гончарство было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Однако на смену глине со временем пришел металл и пластик.
С появлением новых материалов и технологий, необходимость в изготовлении глиняной посуды практически исчезла. Но это удивительное ремесло не утратило актуальности. Изделия современных гончаров по-прежнему вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растет, руками мастеров создаются прекрасные и функциональные вещи и предметы для украшения жилища, быта, жизни современного человека.
И если ранее этим ремеслом могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому.
Слайд 12. (Значение работы с глиной для развития дошкольников)
Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно.
Конечно, в условиях детского сада сложно соревноваться с современным керамическим производством, но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло рук, и будет в своем роде настоящим произведением искусства.
В процессе работы с глиной у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность, умение преодолевать трудности в работе. Ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, учится планировать свои действия и доводить их до конца.
Работа с гончарным кругом помогает ребенку осваивать пространство, развивает его конструктивные способности, учит находить правильные соотношения частей и целого, развивает мелкую мускулатуру пальцев. Развивает творческие способности.
Ребенку предоставляется возможность для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения.
Глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать или испортить. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться.
Слайд 13. (Материалы и инструменты, применяемые в гончарном искусстве)
Идея работы с глиной и гончарным кругом давно занимала меня. Такая возможность появилась недавно, и я с увлечением занялась этим интересным видом творчества с моими воспитанниками. Хочу вам рассказать о том, как это происходило и происходит, с какими сложностями мы столкнулись, что получилось.
Итак, для полноценного процесса изготовления гончарного изделия, необходимо первое и главное - желание педагога, его увлеченность делом, а еще:
рабочее место
глина
гончарный круг
специальные инструменты
Слайд 14. (рабочее место)
Рабочее место - это стол, на котором будет размещен гончарный круг, материал и инструменты. Также необходимы: емкость с водой для смачивания рук в процессе работы, сухие и мокрые тканевые салфетки, удобная одежда, фартук с нарукавниками.
Важное условие для рабочего места – удобство, ребенку должно быть все видно, все необходимое должно быть в свободном доступе.
Организация рабочего места не заняла много усилий, столы имеются в комплектации каждой группы в детских садах, доски для лепки, клеенчатые салфетки для сушки изделий, детские фартуки для творчества, миски для воды имелись в наличии.
Слайд 15. (гончарный круг)
Гончарный круг – это устройство для формирования посуды и керамических изделий, позволяющее использовать инерцию вращения для создания округлой симметричной формы.
У нас вот такой гончарный круг. Он предназначен специально для детского творчества. Этот образец с ножным приводом, на батарейках. Очень удобен в работе с детьми дошкольного возраста. Преимущества: его легко переносить, можно размещать в любом удобном месте, не требуется доступ к электричеству, он безопасен для детей.
Слайд 16. (глина)
Основным материалом для изготовления гончарных изделий служит глина. Главное условие доброкачественности массы — это её однородность и пластичность. Готовая глина должна иметь вязкую консистенцию, при разминании в руках материал не должен прилипать к пальцам. Для изготовления гончарных изделий можно использовать натуральную и полимерную глину. Натуральная глина бывает красная, белая и серая (голубая, для изделий из натуральной глины требуется обжиг. Изделия из полимерной глины можно не подвергать обжигу, она самозатвердевающая.
Вот с выбором материала в процессе работы возникли сложности. В связи с тем, что у меня не имелось никакого опыта, много времени было затрачено на то, чтобы научиться замешивать глину нужной пластичности, не всегда получается замесить глину с первого раза.
Мы пробовали работать с различными видами глины, с глиняным порошком, с уже готовой пластичной массой. Глина для гончарного круга должна быть более мягкая и податливая, чем при обычной лепке.
Слайд 17. (инструменты)
Стеки - изготавливаются из различных материалов, дерева, пластика, металла, их применяют для отделки изделия как с внешней, так и с внутренней стороны. Ими удобно проводить мелкие работы.
Петли – Петля представляет собой металлическую полоску, изогнутую определенным образом и прикрепленную, для удобства, к ручке. При помощи петель можно сразу придавать изделию определенный рельеф или срезать лишнюю глину.
Дыроколы – необходимы для того, чтобы сделать отверстия в изделии, например для чайников.
Струна - струна (срезка) нужна для того, чтобы срезать с гончарного круга уже готовое изделие.
Наборы стек и петель были нами приобретены, специальных струн и дыроколов пока у нас нет, мы используем обычную нить при снятии изделия с гончарного круга.
Вместе со мной гончарным делом с увлечением занялись и мои воспитанники. Давайте посмотрим, что же из этого вышло.
Слайд 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 (фото дети)
На этой мини-выставке представлены некоторые работы детей, конечно, произведениями гончарного искусства их может быть и сложно назвать, но для нас это предметы гордости, результаты совместных творческих усилий.
У нашего дружного тандема (у меня и у ребят) еще много идей и задумок, мир гончарного искусства только начал открываться перед нами. Много побед нас еще ждет впереди.
И вам, дорогие коллеги желаю вдохновения и творческих успехов в деле воспитания подрастающего поколения! Спасибо за внимание!