Елена Дёмина
Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование познавательной активности детей. Раскрыть широкий спектр мнений педагогов ДОУ по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с проблемами икт.
Оборудование:
интерактивная панель, планшеты на каждого педагога
Предварительная работа:
разработка авторских презентаций по математическому развитию дошкольников
Публикация «Сценарий круглого стола для педагогов „Использование ИКТ в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1. Готовность педагогов к обсуждению заданной темы.
2. Наличие определенной позиции, теоретических знаний и практического опыта педагогов ДОУ.
Ход мероприятия:
Ведущий : Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии «Использование ИКТ в работе с дошкольниками».
Доклад воспитателя «Как правильно использовать икт в работе с детьми»
Итак, давайте разберемся, что же относится к ИКТ.
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.
Используя крупные яркие изображения, оперируя геометрическими фигурами и различными объектами, передвигая буквы и цифры, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения.
Здесь важна мотивированность включения компьютера в самостоятельную деятельность ребенка.
Ошибки, которые выявлены при использовании ИКТ:Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятии
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перезагруженность занятия демонстрацией
Этот вопрос изучается многими педагогами –психологами
Знакомим воспитателей с исследованиями по данному вопросу
По – мнению И. Ивашиной, важнейшими условиями развития интеллектуальной активности в компьютерных играх являются комплексный метод руководства игрой (Е В. Зворыгина) и индивидуальный подход к детям в процессе их организации. Комплексный метод руководства игрой предполагает естественную связь разных видов деятельности детей, побуждает их к познавательной активности, творческой постановке и выполнению игровых задач поэтапно и все усложняющимися способами и включает четыре взаимосвязанных компонента:
1. активное познание детьми окружающего мира;
2. поэтапное усвоение игровых способов и средств решения игровых задач;
3. изменение предметно-знаковой среды на экране монитора;
4. активизирующее общение взрослого с ребенком.
По – мнению, Е. Ивановой для того, чтобы обучение в ДОУ было развивающим важно соблюдать три условия:
1. Отбор оптимального содержания.
2. Применение методики, позволяющей ребенку активно взаимодействовать с компьютером.
3. Постановка ребенка в позицию субъекта деятельности (позицию активного участника работы, определяющего и управляющего выполнением задания компьютером).
М. Маханевой был разработан КОМПЬЮТЕНО-ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС. В КИК входило около 40 игр, предложенных в комплекте «Знайка». Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно-игровом зале в течение года позволила ей сделать следующие выводы:
Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения, стимулируют приобретение новых знаний.
Важным моментом, отмечает М. Маханева, является и то, что компьютерные игры (особенно математические) являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сразу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно-образовательной работы.
М. Каримов приводит следующие рекомендации:
1. Не рекомендуется применять компьютеры там, где можно обойтись без них.
2. Основой компьютерной грамотности детей являются клавиатурные навыки и умение работать с игровыми программами.
3. Узловая проблема в обучении с помощью компьютеров — разработка качественных в дидактическом отношении сценариев для обучающих, игровых и контролирующих программ. Основные требования к таким программам — доступность, занимательность, возможность работать каждому ребенку в своем темпе. Переход к более сложному варианту компьютерной игры должен проводиться после проверки компьютером усвоения предыдущего материала.
4. Наиболее плодотворным является сочетание коллективной и индивидуальной работы детей с компьютером. По ходу занятий необходимо проводить физминутки. Также будет полезно использование специальных упражнений на занятиях физкультурой, которые помогут в развитии мелкой моторики детей.
Предлагаю физминутку «Летит самолет»
Наблюдения Глушковой также показали, что : без ущерба для состояния здоровья дети могут заниматься на компьютере лишь один-два раза в неделю. При увеличении занятости (три и более раз в неделю) большинство детей значительно утомлялись. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.
Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол, оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку.
Исследования (Глушкова Е.) показали: в тех случаях, когда вместо стульев использовались кубы, ухудшение осанки детей к концу года отмечалось в два раза чаще. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За видеотерминалом недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.
При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.
Наблюдения Маханевой показали:
Никакого негативного влияния на нервную систему, органы чувств при занятиях, регламентированных временными методическими рекомендациями «Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров.», не установлено.
Дискуссионный этап:
-Разделение на группы для демонстрации презентаций
– выступление воспитателей, обсуждение представленных материалов педагогами ДОУ.
Воспитатели рассказывают о применяемых в своей работе мультимедийных презентациях, онлайн играх и упражнениях которые несут обучающий и развивающий характер.
Наиболее широкое применение в практике педагогов нашли онлайн-игры на развивающих порталах “Мерсибо” и “Играемся”, а также развивающее приложение «Цифры и счет», «Окружающий мир». Данные игры эффективно используются в процессе нод
Демонстрация презентаций и компьютерных игр на планшетах
Завершающий этап:
– подведение итогов
Педагоги широко применяют в своей работе дидактический материал, изготовленный в компьютерном варианте. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к образовательной деятельности, их активность, а следовательно, и улучшить качество образования дошкольников в познавательном развитии
Педагоги считают, что есть смысл научиться грамотно и, главное, эффективно использовать ИКТ для развития и обучения детей в соответствии с поставленными целями. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка
В заключение круглого стола педагоги сделали вывод :
Использование ИКТ в ДОУ является обогащающим и преобразующим фактором
Компьютерное оборудование может быть использовано в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических и психолого-педагогических норм и рекомендаций
Икт нужно применять в соответствии с психофизическими возможностями дошкольников