Елена Щипакина
Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.
Задачи:
• - расширять знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования (солью).
• - научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения (солью).
• - рассмотреть рисование солью как один из видов искусства и его значение для развития ребенка;
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Арт-терапия в работе с дошкольниками „Картины солью“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Соль. Изучаем соль
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
• - повысить уровень мастерства педагогов.
План мастер-класса:
1. Теория вопроса «Арт-терапия.
2. Знакомство с понятием «изотерапия».
3. Обучение технике рисования солью.
Актуальность
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт - терапию.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства. Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия (формы психической защиты)уступают место инициативности, творчеству.
Через творчество ребята получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «моё мнение учитывается», «я могу справиться с трудностями».
Таким образом формируется положительная самооценка ребёнка и позитивное отношение к окружающему миру.
В особой символической форме : через игру, рисунок, сказку, музыку- мы можем помочь ребёнку дать выход своим эмоциям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Основные функции арттерапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
- регулятивная (снятие нервно–психического напряжения, моделирование положительного состояния)
- коммуникативно–рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Виды арт-терапии
Изотерапия
Цветотерапия и терапия изобразительным искусством.
Игротерапия
Сказкотерапия
Музыкотрапия
Драматерапия
Танцевально-двигательная терапия.
Песочная терапия
Терапия водой.
Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности.
И сегодня мы поговорим об одном из видов арт-терапии – изотерапии.
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т. д.
В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении изотерапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.
Техник изотерапии множество. К ним относятся нетрадиционные техники:
Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.
Штриховка, каракули
Акватушь
Кляксография
Монотипия
Рисунок на пене
3D-рисунок
Мандала
Тестопластика
Объемная аппликация, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги)
Пальчиковая живопись
Ниткография
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Рисование смятой бумагой
Рисование по мягкой бумаге
Рисование мыльными пузырями
Рисование по сырому фону
Граттаж
Рисование предметами окружающего пространства
и другие.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Сегодня хочу вас познакомить с необычной интересной и оригинальной техникой нетрадиционного рисования – это рисование солью.
Это одна из техник изотерапии. Рисование с помощью соли похоже на волшебный эксперимент. Это действительно находка для детей, которые любят делать что-нибудь необычное.
Вам понадобятся:
• бумага для рисования;
• акварельные краски (акцент именно на акварели, с другими не получится);
• кисточка для рисования;
• пипетка;
• клей ПВА.
Соль – это материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровье - сберегающий, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка. Сколько сладких мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания своего шедевра! Рисование солью на ряду с развитием художественно-творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, даёт колоссальный арт - терапевтический эффект.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
1. Первый способ – это соленое рисование
Очень интересная техника рисования – это рисование по соли. Эффект растекания краски просто завораживает.
Вам понадобится: силуэт бабочки, соль белая, клей ПВА, краски, кисточка.
Вначале нанесите клей ПВА любыми узорами на рисунок. Это может быть все что угодно-вертикальные, горизонтальные, волнистые линии, точки и т. д.
Далее посыпаем все солью и даём немного подсохнуть, затем стряхиваем излишки соли над тарелкой. Оставьте до полного высыхания. Отложите в сторону бабочку и пока она сохнет мы познакомимся с другим способом…
Бабочка подсохла и сейчас будем творить: разведите краску в небольшом количестве воды, но не слишком жидко, чтобы ее было удобно наносить. Цвет краски может быть любой, разных оттенков - это ваш выбор. Наносить краску на солевые разводы, нужно аккуратно. Краска будет очень интересно растекаться по солевым "дорожкам".
Таким способом можно нарисовать различные картинки:
2. Второй способ – это акварель, соль и клей[/b]
Нам понадобится силуэт осеннего листочка. Намазываем его клеем и посыпаем солью. Затем с помощью пипетки наносим акварельную краску на силуэт. Она растекаясь по силуэту создает интересный и необычный узор. Так можно украсить птичку, бабочку и т. д. Этот прием подойдет для рисования сказочных животных и птиц.
3. Третий способ – это акварель и соль
Бумагу для рисования следует тщательно покрыть красками. Смешивайте цвета так, как вам нравится. Отлично в этой технике рисовать воду или небо. Но и другие абстрактные узоры тоже получатся чудесно. Главное добавлять много воды и работать достаточно быстро, чтобы краски все время оставались мокрыми, щедро посыпьте всю картину солью. После высыхания соль стряхнуть.
Такие рисунки прекрасно смотрятся, как фон для работ о море, космосе. А если добавить канцелярский клей, и посыпать солью, то можно оформлять такими работами интерьер комнаты.
Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.