Елена Яковенко
Мастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках» для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс "Искусство игры на деревянных ложках" для педагогов ДОУ
Мастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках» для педагогов ДОУ
Цель:
Приобщать педагогов к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, содействовать сохранению народной инструментальной музыки через обучение игре на ложках.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Искусство игры на деревянных ложках“ для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из ложек и вилок
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Обучающие: Обучить участников приемам и способам игры на деревянных ложках, совершенствовать исполнительское мастерство. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию системного использования на практике.
Развивающие: Продолжать развивать творческий потенциал педагогов, четкую координацию движений в соответствии с ритмом музыки.
Воспитательные: Воспитать и прививать интерес педагогов к народному творчеству, коллективному музицированию, стимулировать творческую инициативу, формировать духовно-нравственное, патриотическое воспитание, через приобщение к русской культуре.
Материалы и оборудование: деревянные ложки, баян, экран, проектор, ноутбук.
Новизна - применение современных педагогических технологий: технология
интегрированного обучения (интеграция образовательных областей: познавательного, художественно-эстетического, социально-коммуникативного, физического развития).
Ход мероприятия
Музыкальный руководитель: Добрый день, уважаемые коллеги!
Думаю, что мы вместе интересно и с пользой проведем время.
Я к вам в гости пришла
И с собою принесла
Ложки расписные
Красивые, резные!
Да ещё какие! Деревянные, игровые!
Ансамбль «Веселые ложкари» познакомит вас с некоторыми приемами игры на деревянных ложках.
Что ж ребята вы сидите,
Ложки в руки вы берите.
Как умеете играть,
Надо всем нам показать.
Песня «Утром солнышко проснется»
Игра на ложках привлекательна и доступна тем, что на освоение простейших приемов она не требует длительного времени и специальной подготовки, но играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.
Деревянные ложки – это древнейший славянский ударный музыкальный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Первое упоминание о русских ложках встречается в «Повести временных лет» (начало 12 в.).
Ложки вырезались по всей России, но “Ложкарной столицей” России и всемирно известной хохломской росписи называют город Семенов. Ложки резали из берёзы, ольхи, липы, клена, дуба. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом – Хохлома. Тех, кто играл на деревянных ложках, называли ложечниками.
Песня «Расписная ложка»
В девятнадцатом веке Владимир Андреев, создатель первого в России оркестра народных инструментов, ввёл деревянные ложки в состав оркестра.
В наше время ложки узаконили свое место не только в самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Ложечники выступают соло, сопровождают пение и пляски.
Для исполнения музыки ложечники используют: 2, 3 и 4 ложки, нанося легкие удары по любой части своего тела.
Ложки в станке предназначены специально для исполнения музыки: их ручки связаны, что позволяет удобно держать ложки в руке. Ими легко играть даже маленьким музыкантам!
Веерные ложки – это целостная конструкция, интересный и зрелищный инструмент и могут состоять из 3, 4, 5 или 7 ложек. Играют на нем скольжением, ударяя игровой ложкой по всем ложкам веера.
Обучение игре на ложках, как и на любом музыкальном инструменте, следует начинать с постановки корпуса (сесть прямо, плечи опустить, руки свободны расслабленны) и со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать для игры мышечные ощущения и развить координацию рук. Например, прежде чем играть на ложках - игра-разминка «ежик», «солнечный круг», «стряхнем пыль», «руль».
Чтобы играть на ложках надо их правильно взять в руки.
Итак, давайте возьмём ложки в руки. Как мы с вами видим, ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки тыльными сторонами смотрят друг на друга («спинками»). Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук. Зажим ложек должен быть не сильным.
Методические указания. Приемы игры на ложках сначала демонстрирует педагог-мастер, затем участники в произвольном ритме повторяют показанные движения. После усвоения материала необходимо добиваться согласованного единого звучания во время коллективной игры.
Играть будем в положении стоя и сидя. Сейчас попрошу всех встать.
Приёмы игры на двух деревянных ложках (стоя):
Лошадка: удары по черпаку ложки в левой руке, а затем удар по черенку.
Дождик: удары черенками обеих ложек.
Ладошки (первый вариант): черенки ложек находятся в обеих руках, в каждой руке по ложке. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук – щелчок.
Ладошки (второй вариант): полость черпака одной ложки зажата в ладони (обычно левой руки, удар производится другой, ударной ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты.
Ритм можно выстукивать также следующим образом: зажать черпаки обеих ложек в ладонях и, разворачивая в разные стороны кисти рук, производить удары (имитация цоканья копыт лошади).
Оладушки: удар черпаками, (одна ложка над другой на вытянутых вперед руках).
Маятник (первый вариант): руки вытянуты вперед. Скользящие удары тыльной стороной ложки об ложку, напоминающие движения маятника.
Маятник (второй вариант): ложки можно держать как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Скользящие удары черпаками ложек, напоминающие движения маятника.
Пяточки: ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» (основание черпака) левой ложки, затем по «пяточке» правой ложки.
Солнышко (первый вариант): удары черпаками по кругу, начиная снизу слева – верх – вправо – вниз (по кругу) и назад, в обратном направлении.
Солнышко (второй вариант): удары черпаками, начиная слева – направо (полукруг перед собой на уровни груди) и назад в обратном направлении.
Приёмы игры на двух деревянных ложках (сидя):
Прошу всех присесть. Возьмите обе ложки в правую руку тыльными сторонами друг к другу: одна между первым и вторым, а вторая между вторым и третьим пальцами.
Мячики: удары по ладони левой руки, или по колену, ложки как мячики, отскакивают от ладони или колена.
Колобок: удары черпаками по левой ладони, левому колену, правому колену, внешней стороне правого бедра.
Треугольник: удар черпаками по левому колену, затем по тыльной стороне ладони левой руки (ладонь неподвижна, удар по правому колену и вновь по тыльной стороне ладони левой руки.
Трещотка: быстрые ритмичные удары ложками между коленом и ладонью левой руки. (Обратите внимание на то, что левая ладонь остается неподвижной, а удары ложками снизу о левую ладонь и колено, должны быть ритмичными, чёткими и напоминать треск.)
Линеечка: кладём левую ногу на колено правой, и совершаем удары ложками - по ладони левой руки (она ударная, по колену закинутой ноги (в данном случае у нас левая нога, по икре левой ноги и по пятке левой ноги.
Коленочки: удары ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа, а затем слева.
Приёмы игры на ложках в станке (сидя):
Мячики: удары по ладони левой руки, или по колену.
Глиссандо: быстрые скользящие удары по ладони левой руки, левому и правому колену.
Веревочка(ложки в станке): удары по ладони, предплечью, плечу левой руки.
Трещотка (ложки в станке): поставить ложки между коленом и ладонью левой руки, выполнив быстрые удары.
Приёмы игры на трех ложках: в левую руку берем две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимаем к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А вторую ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону первой ложки. Ложки располагаются тыльной стороной друг к другу.
Кисть закрывают, получается хлопок. После того как этот момент отработан, сыграем двумя руками.
Прием Удар: в правой руке держим одну ударную ложку. Этой ложкой выполняем прямой удар по ложке в левой руке, ложка в правой руке «отскакивает» вверх.
Прием Хлопок: сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки об ложку.
Прием Удар+хлопок: соединяем два приема: на счет «один» выполняем прямой удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки, ложка в правой руке «отскакивает» вверх. На счет «два» - выполняем сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки об ложку. Получили прием: «Удар+хлопок».
Мы с вами разучили несложные приемы игры на ложках и теперь перейдем к музицированию.
Прослушаем (в записи) русскую народную мелодию и попробуем украсить музыкальный материал комбинацией из нескольких приемов с использованием мнемотаблицы.
1 часть – приемы «мячики» и «колобок»
2 часть – прием «веревочка»
3 часть – прием «солнышко»
4 часть – прием «треугольник»
5 часть – прием «трещотка»
6 часть – прием «коленочки»
7 часть – приемы «пяточки» и «маятник»
У нас получился импровизированный ансамбль, которым можно украсить любой праздник, как взрослых, так и детей.
Сегодня вы на собственном опыте убедились, что игра на ложках активно влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, а также развитие мелкой моторики.
Дерзайте! Развивайтесь сами и развивайте детей, используя исконно русские народные инструменты.
В заключении мне бы хотелось узнать: полезен ли был для вас представленный материал мастер - класса, узнали ли вы что-либо новое и интересное для себя?
Ответы педагогов.