Ирина Карпеш
Мини-музей «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт мини-музея "Воздух-невидимка"
подготовительная группа
Автор:Карпеш Ирина Владимировна, воспитатель МДОУ д/с «Солнышко».
Описание материала: данный материал будет интересен воспитателям, средних, старших и подготовительных групп. Он поможет при организации мини-музея у себя в группе.
Сведения об авторе:
Карпеш Ирина Владимировна
Образование: Среднее- специальное
Должность: воспитатель
Педстаж: 25 лет
Категория: 1
Паспортные данные
Наименование мини-музея: мини-музей «Воздух - невидимка».
Профиль музея: познавательный.
Цели:
Публикация «Мини-музей „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
• знакомство детей с ролью воздуха в жизни человека;
• формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Совет мини-музея: 2 человека.
Характеристика помещения: групповая комната
Площадь, занятая под экспозицию: 2кв. м.
Аспекты музейной деятельности.
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
1. музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
2. является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
3. способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
4. помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями;
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
• поисковая;
• фондовая;
• научная;
• экспозиционная;
• познавательная.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведённом месте в групповой комнате. Рядом с экспериментальной зоной, что даёт удобство в работе с музеем. В музее представлены не только экспонаты, но и богатый методический материал по непосредственной работе. Это и опыты, всевозможные занятия, занимательные игры.
Что размещено в музее воздуха
• Любимый детьми сказочный персонаж Карлсон, который поднимается и летает по воздуху с помощью пропеллера.
• Вертушки разной формы и сделаны из разного материала.
• Воздушный змей.
• Воздушные шары, мячи.
• Кукла Ветерок, нарисованная детьми представляет выставку вееров. Ведь с помощью вееров можно позвать ветерок в гости. Необычные веера – плод совместного творчества детей и родителей. Каждый веер выполнен в соответствии с каким-нибудь сюжетом. Зимний веер голубого цвета, со снежинками, он «вызывает» холодный, влажный ветерок. Также по временам года весна, лето, осень оформлены другие веера. Есть в музее сказочный, радужный, ночной и просто дамский веер.
• Вини – Пух, поднявшийся в небо на воздушном шаре, напоминает ребятам о путешествиях по воздуху сказочных героев. А окружавшие медвежонка пчелы, не нуждаются в каких-либо приспособлениях для полета. Природа подарила им маленькие, легкие крылышки.
• Коллекция перьев – повод для бесед с детьми о птице – воздуха царице.
• Коллекция игрушечных самолетов и вертолетов.
• Часть экспонатов, рассказывающих о том, как человек использует силу воздуха. Это парусники разной величины и из разного материала (дерева, пенопласта, скорлупы грецкого ореха, коры сосны). Ветряная мельница, насосы разных видов, спасательный круг, надувные игрушки, пылесос, фен, вентилятор.
• Музыкальные духовые инструменты (игрушки): дудочка, флейта, саксофон, труба и т. д.
• О том, как воздух помогает творить, рассказывают такие экспонаты: фломастеры, с помощью которых способом выдувания воздуха дети рисуют красками, нитяные работы, изготовленные путем обмотки клеевой нитки на воздушный шар.
Экспонаты музея пополняются.
Тематический план занятий в мини-музее
Октябрь
1. ФЦКМ «Воздух»
Цель: Формировать представления о воздухе и его свойствах, о роли в жизни живых существ.
2. Ручной труд «Воздушный змей» (оригами)
3. Аппликация «Вертолёт»
Цель: Продолжать осваивать технику вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон для получения объемной аппликации.
Ноябрь
1. Просмотр видео «Свободный урок о воздухе».
Цель: Формировать представления о воздухе и его свойствах, о роли в жизни живых существ.
2. Ручной труд «Вееры». (оригами)
3. Рисование «как нам помогает воздух»
Цель: Формировать умение передавать в рисунке задуманное.
Декабрь
1. Видео «Из чего состоит воздух? Что такое туман?»
Цель: Формировать представления о воздухе и его свойствах.
2. Ручной труд «Вертушка». (оригами)
3. Лепка «Самолёт»
Цель: Продолжать лепить предметы различных форм, передавая их особенности.
Январь
1. Чтение худ. литературы «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен.
Цель: Продолжать формировать интерес к чтению.
2. Объёмная аппликация «Бабочки и стрекозы».
Февраль
1. Видео «Чистый воздух»
Цель: Формировать представление о роли растений в нашей жизни, о том, как они влияют на чистоту воздуха. Воспитывать отрицательное отношение к причинам, загрязняющим воздух.
2. НОД по экспериментальной деятельности.
Цель: Составить у детей представление о воздухе, о ветре. Изучить свойства воздуха на основе опытом и игр. Помочь детям ответить на вопрос для чего нужен ветер. Дать некоторые экологические знания об охране воздуха от загрязнения. Развитие речи.
Март
1. Пословицы и поговорки о воздухе.
Цель: Развивать кругозор детей, знакомить с народными приметами, активизировать речь детей.
2. Ручной труд «Бабочка» (оригами)
Апрель
Рисование воздухом техника кляксография «загадочные струйки»
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией. Развивать дыхательную систему. Развивать воображение и мышление.
Май
Развлечение «Воздух-невидимка»
Цель: вызвать положительные эмоции.
Гости ждут открытия "мини- музея"
Юные экскурсоводы готовы к встрече посетителей.
Наш Музей
Рассказы юных экскурсоводов.