Елена Наседкина
Конспект занятия «Воздух-невидимка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
для старшей группы
Воспитатель: Савенкова Е. Е.
Образовательная область: «Познание» Экология
Тема: «Воздух - невидимка»
Цель:закрепить с детьми понятие «воздух» и его свойства (легкость, прозрачность, невидимость, роль воздуха в жизни человека и живой природы. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе, уточняя знания о таком природном явлении, как ветер (движение воздуха, его способностях и значении для человека и окружающего мира. Вспомнить о пользе и вреде ветра. Закрепить и расширить словарный запас детей. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. Активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. Воспитывать интерес к окружающей жизни, экспериментированию, прививать любознательность.
Публикация «Конспект занятия „Воздух-невидимка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Словарная работа: кислород, углекислый газ, воздушная, лаборатория, невидимый.
Предварительная работа:знакомство со свойством воздуха, проведение различных опытов, работа в коллективе, рассматривание иллюстраций с изображением движения воздуха – ветер, разучивание стихотворения.
Материалы и оборудование:Кукла Воздушинка, прозрачные стаканы, клеенка, магнитофон, звук ветра, набор карточек с изображением разных ветров, портреты «злого», «доброго» ветров, магнитики, 2 школьные доски, трубочки, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри, белые листы бумаги, гуашь, пластмассовые бутылки.
Этапы
деятельности Действия
воспитателя Деятельность
детей
Мотивационно-
побудительный Предлагает зайти в музыкальный зал.
-Ребята к нам на занятие пришли
гости, они хотят посмотреть что мы знаем, что умеем делать. Предложение поздороваться с гостями.
Моделирование ситуации:
Приход куклы Воздушинки в группу.
Кукла:
- Куда я прилетела? Наверное, в детский сад. Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Воздушинка.
- А вы умеете летать?
- Посмотрите, что я умею делать!
Актуализация социального опыта:Ребята, а почему Воздушинка летает, как думаете? Давайте посмотрим, какая она? А что еще может быть воздушным?
Проходят в музыкальный зал по парам.
Видят гостей в зале, здороваются с ними: Здравствуйте!Hello!
Проявляют неподдельный интерес к происходящему, здороваются с ней, проявляют любопытство.
Слушают внимательно куклу, изучают ее, рассматривают, отвечают на вопросы Воздушинки, поясняют, докзывают.
Вспоминают то, что уже ранее знали и воспроизводят свои, мысли, знания. Отвечают на вопросы куклы, трогают руками куклу, выясняют, что она легкая, мягкая, воздушная, поясняют, что в ней находится воздух, называют предметы, которые могут быть воздушными : шарик, мыльные пузыри, дирижабль….
Организационно –поисковый
Ориентирование ребенка на поиск исследование проблемы:
-Подумайте, а нужен ли воздух людям? Зачем?
-Кто еще дышит воздухом? Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха - все живое погибло бы в палящих лучах солнца.
-Внутри Воздушинки есть воздух, а внутри нас есть или нет?
-Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.
-Где можно почувствовать чистый воздух?
-Что делают для того, чтобы очистить воздух?
-Что загрязняет воздух?
Предложение отправиться в лабораторию.
-Кукла: Ребята, я приглашаю вас в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы?
-Но в лаборатории нужно соблюдать одно важное условие: «Без разрешения руководителя ничего не трогать руками».
-Как вы думаете, почему?
ПроведениеОпыта №1 «Подуй на ладонь»
-Подуйте на ладонь.
-Что почувствовали?
-Что вы выдыхали?
ПроведениеОпыта №2 «Пузырьки»
-Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.
-Что мы видим?
-Какой сделаем вывод?
-Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится?
-Ребята, вы убедились, что воздух находиться везде, даже в нашем организме.
-Почему?
ПроведениеОпыта №3 «Свойства воздуха»
- Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте.
-Вы видите воздух?
-Значит, воздух какой?
Вдохните ртом воздух и попробуйте?
-Какого он вкуса?
-Вдохните носом воздух.
-Какого он запаха?
Проведение Опыта №4 «Волшебные пакетики»
-Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Воздушинка принесла нам волшебные пакетики.
-Расскажите, что произошло с пакетом? Что в нем?
-А теперь давайте выпустим воздух.
-Что теперь произошло с пакетом?
Проведение физминутки: «Капитошка»
Предложение сесть на ковер и послушать загадку от воздушинки :
«Он на улице живет,
Листья осенью несет,
А зимой несет снежинки,
Иногда весной – дождинки,
Летом, если он подует –
С головы панамку сдует. (Ветер)» - звук ветра.
Предложение поговорить о ветре.
-А можем ли мы увидеть ветер? Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие?
-Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Проведение Опыта №5 «Создай свой ветер».
-Для того, чтобы нам почувствовать ветер, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой.
Предложение сесть на ковер и продолжить беседу о ветре:
-Какой бывает ветер?
«Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и плохих. Увидеть сам ветер невозможно. Вы об этом уже сказали. Но в давние времена жил на свете один художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось (Воспитатель показывает детям два «портрета» ветра.).
- Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком – ветер, от которого одни несчастья?»
Проведение дидактической игры: «Ветер добрый, ветер злой»
Проведение Опыта №6 «Звуки»
предлагаю вам взять бутылочки, приложить их к губам и подуть.
- Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки?
Проведение Опыта №7 творческая работа «Воздушные капельки».
-Ребята, посмотрите, что лежит на столе?
-Как вы думаете, какой опыт мы можем провести с этими предметами?
-Ребята, мы с вами выполнили все опыты, которые приготовила Воздушинка и нам пора возвращаться в группу.
Кукла:
- А я хочу вам сделать маленький подарок – свою любимую игрушку - мыльные пузырьки. До свидания ребята!
-Смотрите, Воздушинка приготовила для нас подарки.
-Что это? А почему она подарила нам именно мыльные пузыри? Подумайте? Внимательно слушают воспитателя, осмысливают вопросы и отвечают на них, поясняя ответ, доказывают, высказывают свои мысли.
Осмысливают, соглашаются и отправляются, выслушивают условие и выполняют его, находясь в лаборатории, высказывают свои мнения, мысли, доказывают.
Осознают цель данного опыта, дуют на ладошку, чувствуют теплое дыхание, поясняют, что выдыхают воздух на ладонь, доказывают.
Исследуют, размышляют, осмысливают и приступают к его выполнению. Проводят опыт, доказывают, объясняют его проведение, делают выводы: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Воздух находится вокруг нас и даже в организме человека, так как мы им дышим.
Осмысливают данный опыт, вспоминают свойства воздуха, называют их, доказывают, делают выводы: воздух невидимый, прозрачный, легкий, безвкусный, не имеет запаха.
Становятсяв круг, берут волшебные пакеты, ловят воздух и закручивают пакет, рассуждают, высказывают свои мысли, делают вывод: воздух можно поймать. Затем раскручивают пакет и выпускают воздух, поясняют, доказывают.
Выполняют движения, сопровождая словами.
Садятся на ковер в круг, слушают загадку от Воздушинки, осмысливают ее и называют отгадку.
Высказывают свое мнение и мысли о ветре. Называют признаки ветра: деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу.
Исследуют данный опыт, соглашаются сделать веер из бумаги и приступают к работе, проводят опыт, делают вывод, высказывают свои мысли: ветер – это движение воздуха.
Садятся на ковер и продолжают беседу о ветре.
Осознают и отвечают: ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, теплый.
Слушают внимательно, запоминают, рассуждают, высказывают свои мнения.
Называют, определив по портрету доброго и злого ветра, поясняют, доказывают.
Осмысливают правила игры, рассуждают, рассматривают картинки, определяют и расставляют на доске карточки доброго и злого ветра, объясняют свой выбор.
Исследуют данный опыт, осмысливают его, рассуждают, проводят его, затем поясняют и делают вывод:звуки, издаваемые с помощью воздуха и бутылки, используют в духовых музыкальных инструментах.
Осознают решение данного опыта, рассматривают предметы, осмысливают их применение и высказывают свои мысли, доказывают и показывают. Проводят опыт: макают трубочку в краску и с помощью воздуха, выдувают ее на лист бумаги.
Радуются, что все опыты были выполнены и собираются возвращаться в группу.
Рассматривают подарки, осмысливают и делают вывод: чтобы играть с мыльными пузырями нам нужен воздух.
Рефлексивно – корригирующий Предложение попращаться с Воздушинкой и принять от нее подарки – мыльные пузыри.
Анализи оценивание результатов организованной учебной деятельности.
Похвала детей.
-О чем мы сегодня говорили?
-Где побывали?
-Что вам больше всего понравилось?
Предложение рассказать стихотворение о свойствах воздуха.
Предлагает попращаться с гостями.
-Наше занятие подошло к концу и нам пора отправлятся в группу, но сначала нам нужно попрощаться с гостями.
Прощаются с Воздушинкой, благодарят за подарки и отправляются в группу.
Высказывают свои мысли, знания, эмоции, чувства, полученные на занятии, рассказывают о впечатлениях и т. д.
Рассказывают стихотворение о свойствах воздуха :
«Ты и легкий, и прозрачный,
И не видим ты нигде,
Ни на улице, ни дома,
Ни на крыше, ни в трубе.
Без тебя не жить природе,
Воздух, воздух, наш дружок!
Побежишь скорей в дорогу,
Превратишься в Ветерок.
И любимые игрушки
Есть у Ветра-Ветерка:
У мальчишке на макушке
Три упрямых волоска,
Скрип разбуженной калитки,
Шелест листьев поутру.
Схватишь ты листок бумаги –
И гоняешь по двору.
Или ласточку поймаешь
И подбросишь в облака.
Вот любимые игрушки
Озорного Ветерка».
Прощаются с гостями и уходят в группу.
Предполагаемый результат:
Воспроизводят:называют свойства воздуха : легкость, прозрачность, невидимость.
Понимают: роль воздуха в жизни человека и живой природы.
Применяют: проводят опыты, высказывают свои предположения, демонстрируют результат при помощи действия и слова.