Папки-передвижки

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников»

Елена Сусляева
Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 2

Часть 3

План работы.

1. Актуальность темы

2. Цели и задачи.

3. Теоретическая база.

• Принципы

• Основные формы общения

• Методика работы

Формы работы

• Структура работы

• Основные понятия

Публикация «Обобщение опыта работы по теме „Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников“» размещена в разделах

4. Взаимодействие с семьей.

5. Организация работы.

6. Оформление развивающей среды.

7. Перспективное планирование работы с детьми.

8. Перспективное планирование работы с родителями.

Актуальность темы.

«Научись любить и понимать людей,

и рядом с тобой всегда будут друзья».

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата

(М. И. Лисина). С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувство других людей.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В процессе игры у детей произвольно развиваются внимание и память, игровая ситуация оказывает постоянное влияние на умственное развитие. В игре ребёнок учится общаться. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Кроме того, через неё дошкольник знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся для него образцом, приобретает основные навыки общения и качества, необходимые для установления контактов со сверстниками.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Таким образом, игра занимает ведущую роль в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и непосредственной образовательной деятельности, переход от игр забав через игры задачи к познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе. Группа во главе с лидером – лучшая, наиболее естественная модель социализации ребёнка, принятия им норм общения и взаимодействия с людьми. Общение со сверстниками занимает ведущее место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков.

Игры способствуют реализации творческих сил, духовных потребностей, эмоциональному раскрепощению ребёнка и повышению его самооценки

Очень часто игру используют для достижения целей учебной задачи и мало используют как средство благополучного общения. И для углублённого изучения данной проблемы мною была выбрана эта деятельность, как база для всестороннего развития ребёнка

Цели и задачи

Цель работы : формирование у детей 3-6 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Задачи:

Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.

Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения.

Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Развитие самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику.

Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Обучение детей речевым средствам общения.

Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Теоретическая база

Данные задачи решаются в системе целостной работы, включающей организацию в непосредственной образовательной деятельности дошкольников (познавательный, речевой, трудовой, художественно-эстетической, физической, взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применение комплекса методов и приёмов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

- Соблюдение интересов ребёнка

-Системности

-Непрерывности

-Доступности

-Доброжелательности

Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, культурно–досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отводится практическим методам, к которым и относится игра.

При организации работы с воспитанниками активно использую творческие, дидактические, подвижные и театральные игры. При этом учитываю индивидуальные особенности детей.

Приобретённый во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников эффективно использую весь комплекс методов и приёмов (наглядные, словесные, практические).

Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы.

Во время непосредственной образовательной деятельности использую игру как приём и форму обучения детей. А также игра присутствует в каждом режимном моменте, будь то: приём детей, приём пищи, укладывание на сон, пробуждение, прогулка, свободная деятельность и уход домой.

Особо важным считается организация сотрудничество с семьёй, в связи с этим необходимо разработать план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы.

Основные средства общения

Экспрессивно – мимические (улыбка, взгляд)

Выразительные движения

Вокализация

Предметно – действенные (различные позы)

Речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики)

Методика работы

Задача методической работы :

Обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.

Основной метод – главный метод теории развивающего обучения – метод сопереживания ситуации.

Цель проведения занятий – создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Материал можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях.

Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Дети от двух до пяти лет с каждым годом меньше играют в одиночестве и всё больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения.

Таким образом, существует шесть типов поведения и соответственно шесть видов игр, куда вошли следующие:

Неигровое поведение: ребёнок не играет, но занят чем то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.

Игра наблюдение : ребёнок наблюдает, как играют другие, часто задаёт им вопросы, что то советует, но сам редко вступает в игру.

Игра в одиночестве : ребёнок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.

Параллельная игра : ребёнок играет один, однако в непосредственной близости от других играющих детей.

Связанная игра : ребёнок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.

Совместная игра : дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или получения определённого результата.

Успешному проведению игры способствует доброжелательность взрослого, который положительно настраивает ребёнка на сотрудничество. Результативность использования обучающих игр повышается, если соблюдать последовательность в подборе игр и следовать принципам доступности, повторяемости, постепенности выполнения заданий. Организуя каждую игру, взрослый сначала проговаривает слова и выполняет движения игры одновременно с ребёнком. По мере освоения движений взрослый только задаёт вопросы или даёт игровое задание, а ребёнок исполняет свою роль самостоятельно. В играх также предполагаются усложнения, варианты, которые помогут поддерживать интерес детей и обеспечат развитие.

Формы работы

o Развивающие игры (сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, и др.)

o Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера)

o Этюды

o Импровизации

o Наблюдения, прогулки, экскурсии

o Рассматривание рисунков и фотографий

o Моделирование и анализ заданных ситуаций

o Свободное и тематическое рисование

o Лепка

o Чтение художественных произведений

o Рассказ педагога и рассказы детей

o Сочинение историй

o Беседы

o Мини-конкурсы, игры-соревнования

Публикации по теме:

«Игра как средство общения дошкольников» 2 младшая группа Цель: Создать условия для изучения возможности игры, как средство формирования навыков общения, детей дошкольного возраста. Задачи: Выявить.

Из опыта работы «Валеологическая культура как средство социально-личностного развития старших дошкольников»Из опыта работы «Валеологическая культура как средство социально-личностного развития старших дошкольников» Одной из приоритетных задач развития общества является обеспечение здоровья людей и в первую очередь подрастающего поколения. Проблема.

Обобщение опыта работы «Фольклор как средство формирования и развития певческих навыков ребенка» «Фольклор как средство формирования и развития певческих навыков, в процессе педагогического воздействия на музыкальное развитие ребёнка.

Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства» Условия возникновения опыта Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ.

Обобщение опыта работы «Театрализованная игра как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром» .

Обобщение опыта работы потеме «Использование активных форм в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников» Как научить ребёнка милосердию, доброте, скромности, справедливости, мужеству, готовности помочь попавшему в беду. Этот вопрос волнует не.

КВН «Природа — наш дом» К В Н «Природа –наш дом». Цели: Сформировать представление о многообразии природного мира; о необходимости охраны природы; Закрепить правила.

Праздники как средство художественно-эстетического развития дошкольников (выступление на семинаре из опыта работы) Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет Федеральных государственных стандартов дошкольного образования заставляет.

Сообщение из опыта работы «Игра как средство развития младших дошкольников» Сообщение из опыта работы на тему: «Игра, как средство развития младших дошкольников». Игра – основная деятельность детей. Силой воображения,.

Выступление на районном методическом объединении из опыта работы по теме «Сказкотерапия как средство развития речи детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек» Выступление на районном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников»
Опубликовано: 27 июля 2015 в 16:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сусляева (УИ 354374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД