Наталия Меркушова
Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного произведения»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №130»
Консультация
Тема : «Развитие эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного произведения старшего дошкольного возраста».
Воспитатель : Меркушова Н. М.
2015
Введение
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного произведения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство - время первоначального становления личности и то, какова будет эта личность, в немалой степени зависит и от педагогов.
Одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература. Охарактеризую возможности художественной литературы в расширении познания и кругозора детей, обогащения его эмоциональной сферы.
Анализируя нынешнее состояние исследования проблемы влияния художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.
1. Художественная литература как средство развития эмоциональной сферы дошкольников.
Наиболее подробно вопрос использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей освещён в методических материалах Л. П. Стрелковой. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное
воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованнию глубины содержания художественного произведения. Одного лишь прочтения произведения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.
Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
2. Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.
Как этап обобщения работы над художественным произведением, включается процесс переноса ситуаций из произведений в жизнь детей группы. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные, в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.
Целесообразно начинать работу над произведением непосредственно с чтения. Ребята располагались свободно вокруг воспитателя. Текст читали не очень быстро с эмоциональными акцентами. По мере развития сюжета можно было наблюдать, как дети сопереживали героям художественных произведений (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех). Однако некоторые дети улыбались, когда положительный персонаж попадал в бедственное положение. В этом случае чтение не прекращалось, а в дальнейшем велась индивидуальная беседа с этими детьми для того, чтобы помочь им разобраться в содержании произведения. После прочтения произведения проводилась беседа о прочитанном произведении. Готовясь к беседе, тщательно продумывались вопросы, которые будут задаваться детям в связи с прочитанной книгой.
При беседе по произведению "Двенадцать месяцев" С. Маршака использовалось вступление для спорного вопроса: "Вспомните, дети, в сказке рассказывается о том, что мачеха любила свою дочь за то, что она была такая же некрасивая, как она сама, такая же ленивая и грубая, а падчерицу не любила за ее красоту, трудолюбие и доброту. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат?" Вот что отвечают дети: "Несправедливо так относиться. Мне жалко падчерицу, потому что она очень много работала на свою мачеху и мало отдыхала. Я переживала за девочку, когда она темной ночью осталась в лесу одна, мне так хотелось согреть ее, напоить горячим чаем". Как видно, ребенок способен вполне правильно осознать, оценить, описанное событие, поведение персонажей, а так же выразить свои чувства.
Таким образом, правильно организованные беседы, помогают развитию эмоциональной сферы дошкольников, помогают усваивать этические представления, полученные детьми при беседе.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация.
Для организации таких игр использовались простые и выразительные костюмы и декорации, изготавливали их вместе с детьми, распределяли роли. Дети по-разному относились к проигрыванию отрицательной роли : одни из них старались ближе к тексту воспроизвести речь и действия отрицательного персонажа, при этом явно чувствовалось формальное исполнение роли, в которой не затрагивается эмоциональная сфера ребенка. Приходилось внимательно наблюдать за тем, как вносит ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Такие моменты встречались в произведениях "Дюймовочка" Г-Х. Андерсена (жабы украли девочку, презрение майских жуков, скупость и расчетливость серой мыши)."Аленький цветочек" С. Т Аксакова (жадность и скупость сестер, жестокость злой волшебницы). В этих ситуациях использовался следующий метод руководства игрой: приходилось выступать в качестве одного из персонажей игры, старались показать всем детям жестокость поступков отрицательного героя.
Основным звеном в работе над художественным произведением является процесс внедрения ситуаций из произведений в жизнь группы. При работе над произведением "Лев и собачка" Л. Н. Толстого была затронута тема, касающаяся жизни и поведения детей всей группы: "Что значит настоящий, верный друг? Кого из детей нашей группы можно назвать настоящим другом?" Беседа велась от лица персонажа произведения - льва, с примерами из разбираемого рассказа. Большинство детей старались назвать настоящим другом лидеров группы, чтобы угодить им, но в этот момент персонаж - лев, стараясь не обидеть данных детей, упорно и настойчиво объяснял им, какими качествами должен обладать настоящий друг. Дети в растерянности смотрели друг на друга, перед ними стояла цель самостоятельно, с точки зрения нравственности, решить эту задачу. С помощью беседы персонажа с детьми эта спорная ситуация была решена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте дети очень любят слушать художественные произведения, так как они раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает в современном мире.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей. Чтение ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время провождения, как приятное доступное ребёнку занятие; напротив, - это очень существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем.
Художественный потенциал детской литературы очень велик, но, изучив научную и специальную литературу по данной теме, можно сделать вывод, что детские сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки для развития эмоций у детей используются редко, хотя литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.
В период дошкольного детства значительно обогащается содержание эмоциональной сферы ребёнка, происходит не только развитие представлений о том, как нужно себя вести в определённой ситуации, но и начинает своё развитие воля.
Формирование эмоций и чувств, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка : меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать. Действенным средством для этого является художественная литература.