МААМ-картинки

Мастер-класс «Развитие навыков позитивного общения дошкольников инклюзивной группы в играх с песком»

Наталья Устюжанцева
Мастер-класс «Развитие навыков позитивного общения дошкольников инклюзивной группы в играх с песком»
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детьми с разными возможностями.

Публикация «Мастер-класс „Развитие навыков позитивного общения дошкольников инклюзивной группы в играх с песком“» размещена в разделах

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Отчасти этому способствует определенная либерализация системы образования, расширяющая права учащихся и их родителей, декларирующая гарантии равного доступа к образованию для всех категорий детей [Н. А. Урядницкая, «Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях: региональная практика»].

Концептуальными основами российской модели инклюзивного образования, является положение Выготского Л. С. о том, что формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социализации развития ребенка и осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника.

Физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает нормальное врастание ребенка в культуру.

Комплекс эмоциональных проблем проявляется в виде двигательной расторможенности и аффективных взрывов, часто с агрессивной направленностью, капризностью, раздражительностью, упрямством, с реакциями протеста и отказа. Все эти поведенческие реакции усиливаются при утомлении, при чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, в новой для ребенка обстановке.

Из выше сказанного, актуальность данной проблемы обусловило возросший в последние годы интерес исследователей к вопросам специфики развития взаимоотношений детей, развития навыков позитивного общения внутри инклюзивных групп. Так как, построение оптимальной системы взаимоотношений детей с ОВЗ с другими детьми можно назвать одним из основных средств, помогающих ребенку органично войти в коллектив сверстников и интегрироваться в нем. Развитие системы взаимоотношений основано на формировании социальной компетентности дошкольника в разных образовательных областях. Она формируется в рамках структурных компонентов взаимоотношений: потребностно-мотивационного, эмоционального, когнитивного, оценочного, совместной коммуникативной, игровой, продуктивной детской деятельности. Это составляет комплекс основных социально значимых потребностей, знаний, умений и навыков ребенка, обеспечивающих завязывание и осуществление взаимоотношений со сверстниками.

Проведенное мной комплексное исследование на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №196» в инклюзивной группе, состоящей из 19 дошкольников младшего и среднего возраста, в том числе и троих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, выявило у исследуемых дошкольников с ДЦП своеобразие эмоционального развития, разнообразные проявления повышенной тревожности и направленность ее в сферу общения со сверстниками, повышенная эмоциональная чувствительность. Так же определило ряд задач на каждый возрастной период, объединенных одной целью, эффективного включения дошкольников с ДЦП в среду сверстников.

В качестве методологической основы исследования мы использовали основные принципы, которые получили свое теоретическое обоснование в научных работах Л. С. Выготского, С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, О. В. Лебедевой, В. И. Лубовского, В. В. Ткачевой, У. В. Ульенковой, Д. Б. Эльконина. Комплексный подход к осуществлению диагностики психического развития детей, учитывал множество факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ДЦП (клинических, педагогических, психологических, социальных). Учет качественных возрастных новообразований и выявленных факторов, оказывающих негативное влияние на развитие детей с ДЦП, позволили определить причины, осложняющие их эмоциональное самочувствие.

В соответствии с этим подходом экспериментальное изучение состояло из первого и второго этапов. На первом этапе использовались, в основном методы наблюдения; анкетирование родителей; диагностика уровней интегративных качеств дошкольников с ДЦП. На втором этапе исследования, использовались методы ориентированные на сверстника: проективные тесты, для выявления коммуникативных навыков, соподчинения мотивов и деятельности; составлялась социометрическая матрица по выявлению характера отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы, выявление их статусного положения. А так же диагностировался уровень тревожности, которая относиться числу социально-психологических факторов, значительно препятствующих адекватному эмоциональному развитию детей с церебральным параличом.

Основополагающим для решения данной проблемы в исследуемой инклюзивной группе, и опираясь на известных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др., которые писали о игре, как о ведущей деятельности в дошкольном возрасте, являющейся для детей неотъемлемым средством коммуникации, где они более полно и непосредственно могут выражать себя и чувствовать более удобно и комфортно, мы выбрали игры с песком, как эффективное средство научиться позитивному общению друг с другом.

Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения. Самое сложное и важное в игре – это общение : как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить задуманное до конца?

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т. д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Игры на песке – как одна из основополагающих форм естественной деятельности ребёнка. Возможность использовать песочницу, как полифункциональное «поле» в ходе развивающих и обучающих занятий, а также в коррекционных мерах воздействия, дает широкий спектр работы с дошкольниками.

В песочной игре можно легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет научиться строить партнерские взаимоотношения, что бывает затруднительно у детей с ДЦП и их нормально развивающихся сверстников. Не умея достаточно хорошо вербализировать свои чувства и идеи, ребенок может вначале показать, оформить их в невербализированную форму, а потом постепенно научиться, эффективной коммуникативной связи, при помощи речи.

Игры на песке способствуют :

- снятию эмоционального и мышечного напряжения;

- профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов;

- формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка;

- закладыванию фундаментального отношения к жизни и к себе: «мир хорош», «я хорош»;

- развитию мелкой моторики, ощущений и координации;

- развитие интеллекта, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения;

- исследованию и формированию отношений сотрудничества, навыка работы в группе

- развитию эстетического отношения к окружающему миру;

- приобщению к изобразительной деятельности, формированию творческих способностей;

- формированию эмоционального интеллекта;

Практическая значимость предлагаемого мной метода психолого-педагогического изучения и рекомендации по включению детей с нарушениями дошкольного возраста в среду нормально развивающихся сверстников, может быть использована в дошкольных инклюзивных учреждениях, в коррекционных группах, в различных центрах социальной защиты при реабилитационной работе с детьми с нарушениями, так же в детских садах с общеобразовательной программой, как вариативная часть программы и организации кружков дополнительного образования.

Библиографический список

1. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М. : Педагогика, 1986. – 149 с.

2. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) :Учеб. пособие. – 2 изд., 2000. 432 с.

3. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. – СПб., «Дидактика Плюс», 2004. – 272 с.

4. Семаго Н. Я. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка при помощи комплекса проективных методик // Школа здоровья. - 1998. - Т. 5. - №№ 3-4.

5. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. «Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция» — М. : ВЛАДОС, 2005. — 158 с.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. СПб. Речь, 2002.

7. Минаева В. М., Грабенко Т. М„ Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Развитие эмоций дошкольников». Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб. : Детство-Пресс, 2002.

8. Вебер М., Ремен Н. Работа с песочницей. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии (Бадхен А. А, Каган В. Е).—М. : Смысл, 1997

9. Ратнер Ф. Л., Юсупова А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. – М. : ВЛАДОС, 2006.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей 5–6 лет посредством позитивного общения со сверстниками Рассказывание и обсуждение русской народной сказки «Заяц-хваста» Учить характеризовать произведение. Формировать представления о том,.

Развитие исследовательских навыков у детей при организации игр с песком и водой КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ» 1. Теоретические аспекты. Все исследователи.

Консультация для воспитателей «Развитие наглядно-образной памяти дошкольников в дидактических играх» Проблема развития наглядно-образной памяти у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных, ведь наглядно-образная память.

Консультация «Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста» Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть.

Мастер-класс по рисованию песком для детей компенсирующей группы «История овечки в цветной шубке» Тема: «История овечки в цветной шубке» Цель занятия: Активизация психических процессов у ребенка, а также его тактильной чувствительности.

Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Мастер класс Уважаемые члены жюри и коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие музыкально - ритмических.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников» Часть 2 Часть 3 План работы. 1. Актуальность темы 2. Цели и задачи. 3. Теоретическая база. • Принципы • Основные формы общения • Методика.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 2 Часть 1 Часть 3 Структура работы Структура работы включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 3 Часть 1 Часть 2 Оформление развивающей среды. Эмоциональный комфорт ребёнка – немаловажный аспект внимания педагогов детского сада. Маленькие.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие навыков позитивного общения дошкольников инклюзивной группы в играх с песком»
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 21:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие навыков позитивного общения дошкольников инклюзивной группы в играх с песком»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Устюжанцева (УИ 13101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД