Ольга Поливахина
Проект «Игровая деятельность как метод развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и характер социально-эмоциональных проявлений детей в дошкольном возрасте представляет особый интерес для исследователей.
Но современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, что приводит к нарушениям поведения.
Публикация «Проект „Игровая деятельность как метод развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной отзывчивости у детей очень актуальна и важна.
Цель проекта : Систематизация современных представлений о развитии эмоциональной сферы, в частности эмоциональной отзывчивости, детей старшего дошкольного возраста и выявление наиболее эффективных игр и упражнений для ее развития и коррекции.
Задачи проекта :
* Изучить теоретические источники по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников и использованию для ее развития игр и упражнений.
* Выявить и охарактеризовать условия и пути развития эмоциональной сферы ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
* Определить причины эмоционального неблагополучия детей и способы их коррекции.
* Исследовать особенности эмоционального состояния детей конкретной возрастной группы.
* Разработать материалы в помощь родителям по данной проблеме.
Участники проекта : дети старшей группы.
Срок реализации проекта : ноябрь 2014 - май 2015 гг.
Предполагаемый результат:
* Дети должны научиться выражать собственное эмоциональное состояние мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
* Распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников.
* Адекватно реагировать на эмоции других.
* Формировать адекватные формы поведения, выходить из конфликтных ситуаций.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный - работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, проведение первичной диагностики.
Практический - реализация проекта.
Заключительный - проведение вторичной диагностики, подведение результатов.
Для первичной диагностики эмоциональной сферы детей старшей группы я выбрала следующие методы :
1. Социометрия "Два домика"(адаптированный Е. Смирновой)
2. Тест Розенцвейга (адаптированный Лаврентьевой М. В.)
3. Структурированное наблюдение. Оценка неблагополучия ребенка в группе (Степанова Г. Б.)
4. Анкета-опросник для родителей (автор Матвеева Л. Г.)
Выбирая данные методы, я исходила из того, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, прежде всего с близкими взрослыми и сверстниками. Эмоциональная отзывчивость определяется характером этих взаимоотношений.
Диагностика проводилась в октябре-ноябре 2014 г. в старшей группе. В группе 20 детей, в исследовании участвовало 12 детей. Для проведения исследования были отобраны дети, имеющие разный уровень индивидуальных достижений.
Исходя из проведенной диагностики, были определены следующие задачи на практическую работу:
1. Индивидуальная и подгрупповая работа с эмоционально-неблагополучными детьми с участием родителей этих детей.
2. Разработка программы по развитию эмоциональной сферы, эмоциональной отзывчивости детей.
3. Реализация отдельных направлений данной программы и оценка ее эффективности через повторную диагностику.
4. Заинтересовать родителей данной проблемой, разработать для них рекомендации по развитию и коррекции эмоциональной сферы.
Результаты анализа научной и методической литературы, позволили мне выделить проблему, которая заключается в совершенствовании игрового взаимодействия современных детей. Я считаю, что использование различных видов игр, построенное во взаимосвязи и постепенном их усложнении, будет способствовать решению данной проблемы.
Хочу предоставить свою разработку развития и коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста их эмоциональной отзывчивости :
Первый раздел: "Мир эмоций" (радуемся и грустим) Беседы по сюжетным картинкам, проигрывание этюдов на передачу разных эмоций, игры "Угадай эмоцию", "Лото настроений", "Назови похожее", "Что было бы, если. "
Второй раздел: "Познаю себя и других" (социально-личностное развитие) Комфортная организация режимных моментов, оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий, игротерапия ("Воробьиные драки", "Возьмите себя в руки", "Врасти в землю", "Ты - лев", упражнения "Тренируем эмоции", "Волны", "Зеркало", игры-драматизации (по стихотворению С. Маршака "Котята", по сказке "Лиса и заяц", психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика, использование наглядных пособий.
Третий раздел: "Давайте жить дружно" Игры "Плач, смех, испуг", "Мимические признаки эмоций", "Несовпадение настроений", "Чувства и предпочтения", " Как называются эмоции", дидактические картинки, беседы о чуткости.
В рамках первого раздела дети знакомились с основными эмоциями, учились распознавать их, передавать посредством мимики и пантомимики. Знакомство с эмоциями проходило в ходе бесед с помощью сюжетных картин, пиктограмм. Дети быстро усвоили внешние признаки проявления эмоций, легко распознавали их. Для закрепления представлений об эмоциях использовались этюды, игры. В основном дети легко включались в игры, принимали на себя разные роли.
Во втором разделе "Познаю себя и других" дети учились описывать свои эмоции, свои чувства, говорить о своих желаниях, понимать желания и чувства других детей, без чего невозможно формирование эмоциональной отзывчивости.
Третий раздел "Давайте жить дружно" направлен на коррекцию поведения, формирование навыков общения, повышения авторитета непопулярных детей среди сверстников. Ведь нельзя сформировать эмоциональную отзывчивость, если не будет удовлетворена потребность в общении со сверстниками. Этот раздел вызвал наибольшие трудности, особенно обучение выходу из конфликтных ситуаций. Для этого я предлагала детям для обсуждения проблемные ситуации, основанные на реальных событиях и вымышленные, специально сконструированные конфликты.
Проводя игровые упражнения, игры-драматизации, предлагая поиграть в сюжетно-ролевые игры и подвижные, я старалась помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, стать терпимее, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Я пыталась научить их простым жизненным мудростям, на которых основано эмоциональное благополучие человека.
При проведении повторной диагностики в конце апреля 2015 года выяснилось, что у детей старшего дошкольного возраста произошли изменения в эмоциональной сфере.
Следовательно, проведенная работа дала положительные результаты:
дети научились:
* Выражать свои чувства и распознавать чувства других
* Усваивать "язык" эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса
* Оказывать помощь другим детям в трудной ситуации
* Стараются контролировать свои эмоции и чувства
* Легче выходят из конфликтных ситуаций.