Верхорубова Олеся Евгеньевна
Методики исследования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
В работе рассматриваются методики исследования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для выявления и исследования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта используются следующие методики :
1. Методика №1. «Обследование связной речи» (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) [1; 205].
Темочки:
2. Методика № 2. «Подумай и скажи» (Е. А. Стребелева) [2; 115].
3. Методика №3. «Расскажи стихотворение» (Е. А. Стребелева) [2; 121].
Методика №1 О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной «Обследование связной речи». Данная методика выявляет уровень правильности языка, логики выстраивания предложений и выразительности.
Цель: выявление уровня сформированности связной речи, правильности языка, логичности выстраивания предложений и выразительности.
Ход обследования: взрослый показывает ребенку игрушку собаки и предлагает описать ее, какая она или придумать про нее рассказ.
Диагностика должна проводиться индивидуально с каждым ребенком, в обстановке, где детям все знакомо. Необходимо предложить ребенку сесть за стол рядом с педагогом и показать игрушку собаки (например). Разговаривать с ним от лица собаки, настраивались на взаимное общение. Необходимо давать игрушку ребенку в руку, для того чтобы он ее потрогал, поиграл с ней. В это время нужно не мешать ребенку. Поле того, как ребенок познакомился с игрушкой, необходимо предложить описать ее или придумать про нее рассказ. С каждым ребенком диагностика проходит индивидуально.
Методика №2 «Подумай и скажи», автором которой является Е. А. Стребелева. Цель данной методики заключается в выявлении умения ребенка устанавливать причинно-следственную зависимость, рассуждать, умение логически и правильно заканчивать предложения.
Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой комнате, необходимо подготовить пространство, где ставится стол, чтобы беседовать с ребенком.
Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и закончить предложения: «Мама взяла зонтик, потому что на улице. (идет дождь). Тает снег, потому что. (пригревает солнце, наступила весна). Цветы засохли, потому что их.
(не поливали). В лесу появилось много грибов, потому что.
(прошел дождь). На деревьях появляются молодые листочки, потому что. (наступила весна)».
Фиксируются: умения ребенка правильно устанавливать причинно-следственные зависимости и рассуждать.
Методика №3 «Расскажи стихотворение», автором которой так же является Е. А. Стребелева, позволила нам выявить уровень развития связной и выразительной речи.
Методика обследования : взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»). Если ребенок затрудняется, то психолог начинает читать стихотворение первым.
Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.
Если некоторые из детей затрудняются рассказать стихотворение, то необходимо помочь ребенку, дать ребенку возможность его продолжить. Если это не помогает, предложить ребенку рассказать любое стихотворение, которое он знает.
После проведения каждой методики для выявления связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, необходимо сделать выводы: касаемо детей с низким уровнем результатов, они испытывают затруднения при выполнении заданий, некоторым из детей требуется наводящий вопрос, т. к. многие слова им были непонятными. У детей отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, они заменяли одни звуки на другие. Дети не точно выражают свои мысли, у них присутствует нечеткие формулировки, лишние слова, не несущие информации, многословия и лишние, неуместные мысли. Наименьшую сложность у данных детей вызывает методика «Расскажи стихотворение». Дети гораздо легче читали стихотворение, нежели составляли самостоятельный рассказ или продолжали высказывания в предыдущих методиках, которые были для них сложнее.