Получи документы

Методика развития связной монологической речи на протяжении дошкольного детства

Кузнецова Ольга
Методика развития связной монологической речи на протяжении дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Основная функция – коммуникативная. Она осуществляется в двух формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Публикация «Методика развития связной монологической речи на протяжении дошкольного детства» размещена в разделах

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Для монолога характерны : литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность. Задачи и содержание монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания. Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков: целостность (единство темы, соответствие микротем главной мысли, структурное оформление (начало, середина конец, связность (логические связи между предложениями, объем высказывания, плавность (отсутствие длительных пауз).

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина и конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи) выступает как одно из важнейших условий формирования связного речевого высказывания.

В языке сложились типичные варианты соединения фраз в тексте – цепная, параллельная (предложения сопоставляются или противопоставляются) и лучевая (объект называется, затем характеризуется) связь. Самый распространенный способ – это цепная связь. Основными средствами этой связи являются местоимения (Прибежал зайчик. Он любит морковку, лексические повторы (Зайчик прыгает. Зайчику холодно, синонимическая замена (Зайчик скачет. Пушок веселится).

В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов : описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно смешанные высказывания.

Описание – это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств и действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. Используются эпитеты, метафоры, сравнения. В ДС дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей.

Например: Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры.

Повествование – связный рассказ о каких-либо событиях. Основой является сюжет, развертывающийся во времени. Структура требует определенной последовательности (начало события, его развитие и конец).

Например: Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»

А гуси шеи вытянули, крыльями машут, носы раскрывают: «Не хотим домой идти! Нам и здесь хорошо.»

Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьёшься, взяла хворостину и погнала их домой.

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В его структуре выделяются тезис, доказательства выдвинутого тезиса и вывод заключение.

Например: «Мне кажется, что это огурец. Потому что огурцы всегда зеленые, и у них хорошие пупырышки. И у них на кончике бывает желтый цветочек. Он растет в огороде. Значит, это загадка про огурец» (Дима 6 лет).

В ДС детей обучают двум основным типам монологов :

- самостоятельному рассказу (самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания);

- пересказу (это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи).

В зависимости от источника высказывания выделяют монологи :

- рассказывание по игрушкам, картинкам и предметам;

- рассказывание из опыта;

- творческие рассказы (придумывание сказок).

В зависимости от ведущего психического процесса выделяют рассказы:

- по восприятию (описания игрушек, картин, натуральных предметов, явлений природы; дети рассказывают о тех предметах и явления, которые воспринимают в данный момент);

- по памяти (рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее);

- по воображению (творческие рассказы).

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнений.

В возрастных группах эти виды монологов занимают разное место.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается со второй младшей группы.

На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушке и по картине, где в комплексе решаются все речевые задачи, основной является задача обучения рассказыванию.

Детей учат пересказывать текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.

Например: занятия по обучению пересказыванию сказок «Курочка ряба», «Репка», «Цыпленок», «Козлятки и волк». Схему обучения пересказу сказок можно представить так: выразительное рассказывание сказки — показ настольного театра — рассматривание иллюстраций — беседа о персонажах сказки — чтение потешек, песенок на тему сказки — игра-драматизация.

При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия. Постепенно они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно.

Например, дети рассматривают картину «Мы играем в кубики». Сначала педагог спрашивает, кто нарисован на картине, как по-другому можно назвать детей (малыши, мальчики и девочки, друзья, ребята). Такие задания подводят детей к тому, чтобы они не повторяли одни и те же слова в каждом предложении. Вопрос «Что делают дети?» заставляет их называть действия (играют, строят дом).

Для развития связной речи детей важно не только научить их составлять рассказы описательного типа, но и подвести к составлению повествовательных рассказов.

С первых занятий необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). В описании (повествовании) должны быть начало (называние объекта, середина ( микротемы: перечисление признаков, качеств и действий предмета, конец (общая оценка описываемого объекта).

При рассматривании предмета (игрушки) взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. Для этого проводятся игры «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Какая это игрушка?».

Для игры «Угадай, кто это» понадобятся игрушки: кошка и котенок, мышка и мышонок, медведь и медвежонок. Воспитатель спрашивает: «Кто к нам прибежал и мяукает: мяу-мяу? (Звукоподражание произносится высоким голосом.) Это. (котенок). Кто его мама? (Кошка.) Как она мяукает? (Звукоподражание произносится низким голосом.) Кошка большая, а котенок. (маленький). Кошка мяукает громко, а котенок. (тихо). У кошки-мамы хвост длинный, а у котенка. (короткий)».

При рассматривании игрушки (котенка) надо научить детей правильно отвечать на вопрос «Кто это?», т. е. добиться ответа: «Это котенок». Затем ставятся вопросы: «Какой он? (Серенький, пушистый, маленький.) Что он умеет делать? (Лакать молоко, царапаться, мяукать.) Как он зовет свою маму? (Мяу-мяу.) Как можно назвать его ласково? (Котик, котенька, котеночек)». Затем воспитатель предлагает рассказать про котенка.

Смысл данного упражнения в том, что мы задаем ребенку связь ( в данном случае цепную местоименную: котенок — он, и он начинает почти самостоятельно выстраивать короткое связное высказывание. Вот отсюда и начинается развитие связной речи.

Детей надо научить точно и правильно называть любой предмет (игрушку) : «Это. (помидор)». Умение называть объект и его признаки развивается в играх «Что за овощ?», «Что за предмет?», «Что у кого?», а также в играх-соревнованиях («Кто больше скажет про куклу?. зайца?. медвежонка?»).

Дети рассматривая игрушки, предметы, называют их, выделяют признаки, качества, сравнивают игрушки, употребляя знакомые слова с противоположным значением (большой — маленький, длинный — короткий, толстый — тонкий); действия предмета или с предметом. И даже если рассказывание идет по вопросам воспитателя, дети, отвечая на эти вопросы, подводятся к описанию игрушки, а это также необходимое условие для подведения ребенка к самостоятельному рассказыванию. Так от отдельных словарных упражнений дети переходят к составлению связного высказывания.

Формированию умений видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающих действия персонажей в их последовательности (мальчик строит — собирает игрушки, дети идут в лес — собирают грибы — уходят домой с полными корзинками). Упражнения на называние последующих действий помогают детям усвоить логическую последовательность действий героев рассказа: «Скажи что делает. (девочка, мальчик, кукла) и что будет делать потом». В игре «Добавь слово» взрослый называет начало действия, а дети — его продолжение: «Зайчик испугался. и (побежал, спрятался)», «Девочка обиделась и. (ушла, заплакала)». В таких играх надо обращать внимание на интонацию незаконченности предложения.

Необходимо давать детям разнообразные схемы составления повествования. Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из трех предложений (Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали., а затем увеличивать их количество. При составлении таких рассказов надо дать детям почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложений. Это важно при формировании умения построить даже текст из трех предложений.

Очень эффективной формой обучения являются игры-инсценировки с игрушками. Начинать надо с хорошо знакомых детям произведений. Сначала сказку читают, затем идет совместный пересказ, а уже после этого — инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Коза с козлятами» в избушку приходит не волк, а заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу героев сказки.

Можно развивать у детей навыки монологической речи в изложении коллективного рассказа.

Так, в игре «Поезд» дети выполняют роль вагончиков, но прицепиться к вагону может лишь тот, кто правильно продолжит рассказ (1. Жил в лесу ежик. 2. Он пошел за грибами. 3. Собрал их много-много. 4. И отнес все грибы ежатам).

Очень важно учитывать разный речевой уровень детей, пришедших в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и особенно вне занятий.

Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка.

В средней группе дети пересказывают содержание небольших сказок (Пузырь, соломинка и лапоть) и рассказов (Я. Тайц «Поезд», Е. Чарушин «Курочка», Н. Калинина «Помощники», как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

В рассказывании по картинке(«Кошка с котятами», «Собака со щенятами») дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта. После ответов на вопросы по содержанию картины («Чтоделает собака? Кто лежит около собаки? Что делают щенки?») дети рассказывают о своейсобаке или о той, которую они видели: какая она, что делает, как играет с хозяином, какая унее кличка).

Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам взрослого, затем вместе со взрослым, а после этого самостоятельно. Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается ребенку в естественно-разговорной форме: «Давай подумаем сначала, как бельчонок встретился с зайчиком? Какимисловами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с нимислучилось дальше? Чем их приключения закончились?» Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявлению причинной связи : «мне нравится зима, потому что…»). Чаще всего дети составляют смешанные тексты.

В средней группе особое внимание уделяется описанию. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, игрушки, картинки по следующей схеме: 1) указание на предмет, название; 2) описание признаков, действий предмета; 3) оценка предмета или отношение к нему. Например: «Это лиса. Она рыжая, пушистая. Лиса очень хитрая, оналюбит ловить мышей. Она очень красивая».

Такое освоение описательной речи развивает умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего имеются схемы составления совместного рассказа. Сначала закрепляется представление о том, что текст можно начать по-разному («Однажды…», «Как-то раз…»). Давая зачин рассказу, взрослый предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз…собрались звери на полянке…стали они…вдруг…взяли звери…и тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, приучать к последовательности. Широко используется коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение.

Такое составление высказывания подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам, когда один ребенок рассказывает начало по первой картинке, другой продолжает по следующей. Взрослый помогает при переходе от одной картинки к другой словами-связками : «и вот тогда», «вдруг». При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

В старшей группе дети связно, последовательно и выразительно учатся пересказывать произведения без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги действующих лиц давая характеристику персонажам.

Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием. В рассказывании об игрушках дети учатся составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию. Выбирая персонажей, дети дают их писание и характеристику. Продолжается обучение рассказыванию из личного опыта.

У детей формируются элементарные знания о структуре повествования и умения использовать разнообразные средства связи. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части – зеленую (начало, красную (середина, синюю (конец, по которой дети составляют текст.

Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой».

В подготовительной группе в развитии связной речи на первый план выступает формирование умений дошкольников строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение, соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания. Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли зачин, как развивается действие, имеется ли завершение.

Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих группах:пересказ литературных произведений, рассказывание по картине об игрушке, на темы изличного опыта, творческое рассказывание на самостоятельно выбранную тему. Однакозадачи в каждом виде усложняются.

В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно. При этом каждый раз изменяются варианты показа картин. Сначала детям показывается только одна открытая картина, остальные закрыты. Затем, когда первая группа уже составила рассказ, открывается следующая. Рассказ составляет другая группа. И, наконец, открываются все картины, и дети составляют коллективный рассказ. Варианты показа картин могут быть разными: открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается сюжет, а затем открываются все остальные.

Примеры игр и упражнений, которые формируют у детей представление о типахвысказывания — описании, рассуждении, повествовании. «ВЫБЕРИ КОНЦОВКУ РАССКАЗА»

Цель: определить наиболее подходящую концовку для описательных рассказов — деловых ихудожественных.

— Послушайте мое описание, скажите, о чем оно, какие признаки описываются в нем: «Ты восеннем лесу. Стоишь среди деревьев, а они как бы роняют прощальные слезы. Красавица-рябина надела праздничные красные бусы». Если мы так закончим текст: «Эти плодыявляются кормом для птиц», будет ли это правильным? Как лучше закончить такое описание?

Придумайте конец. А к какому тексту подойдет концовка, которую вам предложили?

«ВЫБЕРИ НАЧАЛО»

Цель: познакомить детей со структурой повествовательного текста и с первой частью —началом, вспомнить разные зачины в сюжетных рассказах и сказках.

Педагог читает детям рассказ М. Пришвина «Еж», опуская начало.

— Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили, что не было именно начала?

Вспомните, как начинаются многие рассказы? (Как-то раз, однажды, дело было летом и! т. п.). Сказки? (Жили-были, в некотором царстве и т. п.)

Воспитатель предлагает детям модель рассказа: поезд, состоящий из трех вагончиков —начала, середины, конца (все вагончики разного цвета). Дети составляют из нихпоследовательность изложения.

Детям читается короткий рассказ, где все части перепутаны местами: «Пришла мать исказала: «Сядьте вместе». В субботу вечером Катя и Варя должны были мыться в ванне. Вышла у них ссора, кому прежде влезть». Получился ли рассказ? Что надо сделать, чтобы онполучился? ( Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье —середина, а первое — это конец рассказа.)

«УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ»

Цель: подвести детей к составлению рассуждений и пониманию его особенностей: тезиса,доказательства, выводов.

Детям предлагаются картинки-небылицы (летом мальчик катается на лыжах в зимнемкостюме, зимой дети собирают грибы.).

— Докажите, что в этих картинках нарисовано неправильно. Что надо изменить?

Используйте слова во-первых, во-вторых, чтобы все поняли последовательность вашихрассуждений.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства усложняются требования к детским монологам разных типов.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речиДидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика развития связной монологической речи на протяжении дошкольного детства
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 13:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика развития связной монологической речи на протяжении дошкольного детства» (включая файлы) размещена пользователем Кузнецова Ольга (УИ 1538660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД