Эмиля Сулейманова
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Математическая пирамида»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной группе по ФЭМП «Математическая пирамида»
Цель занятия:
Развитие логического мышления, активизация познавательной деятельности через выполнение математических заданий и игр, формирование умения работать в команде.
Задачи занятия:
1. Развитие навыка чтения и составления слов из слогов.
2. Закрепление знаний о временах года, месяцах и числах.
3. Формирование умений решать простые арифметические задачи.
4. Развитие пространственного воображения и навыков работы в коллективе.
5. Воспитание интереса к математике и желание учиться новому.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас особый день! К нам пришли гости из школы, ваши будущие учителя. Мы покажем им, чему научились в детском саду и готовы ли пойти в школу. Ну что, ребята, начнём?
Чтобы узнать, чем мы будем заниматься сегодня, выполните первое задание.
Первое задание. Составление слова из слогов.
Слоги: МА, ТЕ, МА, ТИ, КА, числа 1, 2, 3, 4, 5.
Воспитатель:
Перед вами слоги и цифры. Вам нужно на доске составить слово из этих слогов. Как вы думаете, зачем нам понадобятся цифры?
Ответы детей:
Чтобы расставить слоги по порядку и узнать последовательность.
Дети выбирают слоги согласно цифрам и составляют слово на доске.
Воспитатель:
Какое слово получилось?
Дети хором читают: Математика.
Воспитатель:
Верно! Значит, сегодня мы будем заниматься математикой.
Второе задание. Игра «Не зевай, на вопросы скорее отвечай!»
Вопросы:
1. Какое сейчас время года?
2. Назовите зимние месяцы.
3. Сколько месяцев в году?
4. Какое время года бывает дважды в год?
5. Назовите времена года.
6. Назовите части суток по порядку.
7. Назовите соседей числа 9.
8. Назовите число, находящееся между числами 5 и 7.
9. Назовите предыдущее число к числу 10.
10. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш.
11. Если стол выше стула, то стул.
12. Если дорога шире тропинки, то тропинка.
13. Если завтрак раньше обеда, то обед.
14. Если перо легче ручки, то ручка.
Воспитатель:
Молодцы! Справились с заданием. Перейдём к следующему этапу.
Третье задание. Работа в командах
Воспитатель:
Ребята, теперь нам нужно разделиться на команды. Для этого каждому из вас нужно достать карточку из мешочка. На карточках нарисованы геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.
Каждая команда получает ленточки определённого цвета. Ваша задача — совместно создать из этих ленточек геометрическую фигуру вашей команды.
Воспитатель:
Помните, как важно работать в команде: выслушивать всех, помогать друг другу. Сейчас обсудите, как будете выполнять задание.
После выполнения задания:
Воспитатель:
Отличная работа! Вы справились с задачей.
Четвёртое задание. Понятие «задача»
Воспитатель:
Ребята, а знаете ли вы, что такое задача?
Ответы детей:
Воспитатель:
Задача — это такая история, которую нужно решить с помощью чисел. Она состоит из четырёх частей: условия, вопроса, решения и ответа. Давайте разберемся, что это значит.
Вывешиваются таблички с названиями частей задачи:
1. Условие — это то, что уже известно.
2. Вопрос — это то, что нам неизвестно и что нужно найти.
3. Решение — это процесс вычисления (сложение, вычитание и др.).
4. Ответ — это результат решения задачи.
Воспитатель:
Обратите внимание, если убрать одну из этих частей, это уже не будет задачей. Попробуем разобрать пример задачи.
Пример задачи
Задача:
У Маши было 4 яблока. Она съела одно яблоко. Сколько яблок у Маши осталось?
Ответы детей:
Воспитатель:
Итак, яблок стало меньше или больше? (Меньше.)
На сколько меньше? (На одно.)
Воспитатель:
Разберём задачу.
Что нам известно в этой задаче?
Ответы детей:
«У Маши было 4 яблока. Она съела одно.»
Воспитатель:
Вот это УСЛОВИЕ задачи.
А какой вопрос был задан к этой задачи?
Ответы детей: «Сколько яблок у Маши осталось?»
Правильно!
Вы ответили, что 3. Верно, но каким образом вы получили этот ответ?
Дима, составь, пожалуйста, на доске решение этой задачи.
Нам нужно узнать, сколько яблок осталось у Кати. Какой знак мы использовали?
Реб. : Минус.
Восп. : Это что значит?
Реб. : От 4-х отняли 1 и получилось 3; 4 1 = 3.
Следующая часть - ОТВЕТ
Ребята, на задачу нужно дать точный, развёрнутый ответ, не просто «3 яблока». Кто даст полный ответ?
Ответы детей: У Кати осталось 3 яблока.
Восп. : Молодцы.
Ребята, мы с вами решили задачу на вычитание. (Вычитание — это когда количество уменьшается.) А теперь давайте решим задачу на сложение. (Сложение - это когда количество увеличивается)
«В аквариуме плавало 3 рыбки жёлтого цвета. Мы купили ещё 3 рыбки синего цвета. Сколько рыбок стало в аквариуме?»
Решение задачи.
Восп. : Ребята, ещё мы с вами должны уметь отличать задачи от математических загадок. Послушайте.
Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». Как вы думаете, это загадка или задача? (Ответы детей.)
А почему вы думаете, что это загадка? (Ответы детей.)
Все верно, это загадка. Отгадали загадку? (Ножницы.)
В этой загадке описываются ножницы, и решать ничего не надо, а в задаче нужно узнать о количестве предметов, сколько получится или останется.
Физминутка:
Мышь полезла в первый раз (перебираем пальцами от носочков до макушки).
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!» (один раз хлопаем в ладоши).
Мышь скатилась кувырком (быстро проводим пальцами от макушки к носочкам — мышка упала).
Мышь полезла второй раз (перебираем пальцами от носочков до макушки).
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (два раза хлопаем в ладоши).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз (перебираем пальцами от носочков до макушки).
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» (три раза хлопаем в ладоши).
Мышь скатилась кувырком.
Командам раздаются конверты, в которых находятся карточки с картинками, цифрами и математическими знаками.
Конверты для команд:
1. 6 карандашей.
2. 6 воробьёв и 4 вороны.
3. 4 яблока и 3 груши.
4. 8 бабочек.
Воспитатель: Ребята, а последнее задание такое: вы будете работать командами. Каждая команда должна придумать свою задачу. На столе у вас коробочки. Откройте коробки и достаньте оттуда карточки с изображениями, цифрами, знаками и придумайте свою задачу. Если кому-то понадобится помощь, поднимите руку, я помогу. Начинайте!
Восп. : Какая команда справилась с заданием?
Восп. : Ребята, интересно было решать задачи? Конечно, мы с вами будем продолжать придумывать и решать много новых задач.
Рефлексия
Воспитатель: Теперь возьмите смайлики и подойдите ко мне. Какое занятие у нас было?
Что делали?
Что понравилось?
Что показалось трудным?
Что нового узнали?
Сегодня мы узнали, что такое задача, научились выделять её составные части. Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Вы показали свои знания, умения и навыки в области математики.
Обращение к гостям: Уважаемые педагоги, считаете ли вы, что наши ребята готовы пойти в школу?
Ответ воспитателя: Спасибо за добрые слова! Мы делаем всё возможное, чтобы наши воспитанники выросли образованными и успешными людьми.