Ирина Прокофьева
Конспект ООД по экологии «Природа родного края» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ООД на тему: «Природа родного края» по экологии (подготовительная группа)
Воспитатель: Прокофьева И. В.
Цель: формировать представления детей о растениях и животных Липецкой области;
Задачи:
- продолжить знакомить детей с растительным и животным миром родного края,
- развивать мышление, внимание, память, связную речь;
- воспитывать любовь к Родине. природе, бережное отношение к ней.
- воспитывать чувство гордости и ответственности за родную природу.
Предварительная работа общение о родном городе и крае, заучивание стихотворений И пословиц, загадывание загадок, знакомство с произведениями М. М Пришвина, чтение пословиц, рассматривание фотографий, иллюстраций и репродукций картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.
Оборудование и материалы: презентация, проектор, ноутбук,пособия для дидактических игр.
Ход ОД:
I. Организационный момент.
. Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья добра и красоты!
— С добрым утром, мама, папа!
— Здравствуйте, в саду ребята,
— Солнце, небо и зверята!
— Утра доброго всем вам!
«Любовь к Родине» Олеся Емельянова
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна
Восп. Ребята о чем говорится в этом стихотворении
ответы детей
Восп :А как вы думаете. что такое Родина
Ответы детей
Восп. :Давайте вспомним пословицы о Родине
-Нет в мире краше Родины нашей
-Человек без Родины,что соловей без песни.
-Тот герой,кто за Родину горой.
-Одна у человека мать,одна у него и Родина.
слайд №1 г. Задонск
Неповторимая Задонска красота
автор: Елена Руль
Неповторимая Задонска красота
Всегда к себе людей манила
Монастыри и каменка- гора,
И Тешевка речушка, хоть мала,
Но и она в себя влюбила.
Течёт средь города, впадает в реку Дон,
А он красавец, средь берегов зелёных
Крутых, пологих гордо протекает.
Теперь он златоглавый, весь в цветах
И колокольным звоном всех встречает,
И каждый день из разных городов
Туристов вновь и вновь в себя влюбляет
!В. :Ребята. а как вы считаете. чем же так привлекателен наш Задонский край
Ответы детей
Слайд№2 портрет Пришвина М. М.
В. : Один замечательный писатель наш земляк и большой любитель окружающей среды Михаил Михайлович Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни".
В. : - Как вы думаете ребята, о каких сокровищах говорил Михаил Михайлович Пришвин? (рассуждения детей)
В. : - Правильно, это воздух,вода. растения, животные, птицы которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень много, и все они разные.
Скажите пожалуйста. если бы вы захотели приятно провести время на природе. куда вы могли отправиться.
Ответы детей
В. : Я бы хотела пойти в лес. Лес –это дом для трав,грибов,кустарников и деревьев. зверей,птиц. насекомых. А мы с вами в лесу гости и давайте напомним как гостям следует себя в лесу вести
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (топают)
***Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (топают)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хлопают)
***Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хлопают)
***Если разведу костер,
А тушить не буду? (топают)
***Если сильно насорю
И убрать забуду. (топают)
***Если мусор уберу,
Банку закопаю? (хлопают)
***Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хлопают)
В. : Молодцы, знаете правила поведения.
Слайд№3 «Запрещающие знаки»
Лесная зона в Липецкой области занимает лишь девять процентов всей территории. Основную часть области заняли луга и пашни. Но леса в нашей местности невероятно красивы,.скажите,какие вы знаете разновидности леса. (хвойные,лиственные,смешанные)
Ответы
В общей сложности на территории Липецкой области насчитывается около ста видов деревьев.
Давайте проверим какие вы знаете деревья,растущие в нашей области.
Дидактическая игра с мячом» Назови дерево»
Кто знает и назовет дерево, которое считается священным в России (Береза).. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года
Слайд №4 березовая роща
. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. В старину восхвалили березку в песнях и хороводах.
Хоровод «Люблю березку Русскую»
Слайд№5 «Зимний лес»
В. :Ребята, а кроме деревьев,что еще растет в лесу.
Ответы детей
Конечно же кустарники и травы,давайте вспомним название некоторых растений.
Разговор с детьми о травах.
Смотрите кто то оставил на снегу узоры следы. давайте попробуем угадать чьи они
Раз есть следы. значит с нашим лес не пустует. в нем есть обитатели.
Голоса птиц
А чьи же это голоса. Конечно это птицы. без них лес представить невозможно. Скажите а все ли птицы остаются зимовать.
Ответы детей
Дидактическая игра «Выбери зимующих птиц»
В. : На Липецкой земле живет много разных зверей, птиц, растений. Есть такие, которых мы видим каждый день, но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало.
В. : Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей.)
В. : Часто люди не задумываются о хрупкости окружающей среды: неправильно ведут себя во время отдыха на природе; ломают ветки, рвут цветы и растения; разрушают птичьи гнезда; мусорят. А ведь все это ведет к нарушению среды обитания животных и птиц, к уменьшению их численности и в некоторых случаях к исчезновению. Для того, чтобы сохранить все богатство и разнообразие природы, люди создали Красную книгу.
Слайд №6 «Красная книга»
(Воспитатель показывает детям Красную книгу.) В эту книгу занесены редкие, исчезающие виды растений, животных, птиц, которые охраняются законом.
- Как вы думаете, почему эту книгу назвали красной?
- Что означает красный цвет?
(Предположения детей.)
Красный цвет всегда предупреждает об опасности, о том, что все это богатство и разнообразие природы может исчезнуть.
Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком
В Липецкой области несколько десятков заповедных мест.
А что такое заповедник? (Предположения детей).
Ребята, заповедник – это участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии вся природа, оберегаются и размножаются редкие и ценные растения и животные, часто занесенные в Красную книгу. Создание заповедников говорит о любви и заботе человека о природе, о желании и стремлении людей сберечь в нетронутом, первозданном виде неповторимые по красоте уголки природы. «Заповедано» - значит, строго запрещено. В заповедниках полностью запрещена охота, рыбная ловля, сбор грибов, ягод, растений, вырубка деревьев, повреждение деревьев и кустарников. Заповедники – это своеобразная красная книга природы.
Я хочу познакомить вас с одним невероятно красивым заповедным местом -это Русанов ручей
Слайд№7 Русанов ручей
В Задонском районе, недалеко от села Паниковец, течет небольшой ручей. И это не обычный ручей, а скорее маленький водопад — единственный в своем роде на все Черноземье. Начало водопада в Задонске — в родниках на вершинах левого склона Дона. Оттуда мощный поток спускается вниз, преодолевая пороги. У водопада несколько имен: его знают, как Русанов ключ и Русанов ручей.
Некогда на ручье стояла мельница, принадлежавшая купцу Русанову.
Вода в ручье ледяная, ее температура не меняется ни зимой, ни летом — всегда 4 градуса выше нуля. Правда, это не мешает туристам и местным купаться в ручье. Люди верят, что после такой закаливающей процедуры в награду за свою смелость они получат в подарок от ручья силу и здоровье
. Вы любите загадки? Тогда давайте проведем викторину. Для этого нам нужно сесть за столы, взять бумагу и карандаш. Я буду задавать вопрос и дам 3 разных ответа, а вам надо выбрать правильный ответ. Если правильный ответ первый – пишите цифру 1, если второй – 2, если третий – 3.
Пальчиковая
Вот вопросы-загадки.
1. Какой цветок расцветает раньше?
1. Клевер. 2. Подснежник, 3. Одуванчик
2. Где взять дрова для костра:
1. Набрать сухие ветки. 2. Наломать еловые ветки. 3. Обломать молодые деревья
3. Куда деть пустую консервную банку в лесу?
1. В костер. 2. В кусты. 3. Унести из леса и выбросить в мусорный бак.
4. Зачем в лесу комары?
1. Ни к чему. 2. Чтобы люди поменьше в лес ходили. 3. В природе нет ничего лишнего. Комары – корм для птиц, лягушек и др. животных.
5. Что делать, если ты нашел птичье гнездо?
1. Подойти поближе и внимательно рассмотреть. 2. Уйти как можно быстрее. 3. Потрогать и уйти.
6. Какой из этих грибов съедобен:
1. Мухомор. 2. Бледная поганка. 3. Шампиньон.
Заключительная часть.
- Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Сегодня мы с вами многое узнали о нашем родном крае.
Ответьте на мои вопросы.
- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?
- Какие заповедные места есть в Липецкой области?
Молодцы! Вы очень хорошо поработали сегодня, и мне хочется, закончить наше занятие вот этой песней.
Песня «Шар земной.»
Ты береги нас!
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги!"
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: "Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!"