Nelli Glebova
Методика работы по знакомству детей с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
План
1. Задачи и содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой в процессе развития речи.
2. Методы и приемы ознакомления с книгой детей дошкольного возраста в процессе развития речи.
3. Художественное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста в разных возрастных группах.
4. Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией в процессе развития речи.
5. Беседа по художественному произведению с детьми дошкольного возраста в процессе развития речи.
Публикация «Методика работы по знакомству детей с художественной литературой» размещена в разделах
6. Использование информационных компьютерных технологий в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой для развития речи.
1. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
• Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
• воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
• формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
• воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.
Разработано несколько критериев :
— идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
— высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
— сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
— конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.
1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицыи перевертыши; сказки.
2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
2. Основными методами являются следующие :
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автоpa, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях, использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
Приемы:
- Объяснение незнакомых слов
- повторное чтение.
- беседа
-отгадывание загадок
- дидактические, словесные и настольно-печатные игры
3. Художественное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста в разных возрастных группах
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы : «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей, назвать повторяющиеся обращения и действия. Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.
Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
— беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;
— зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение);
— беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;
— знакомство с писателем : демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
— просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги);
— прослушивание записей исполнения литературных
произведений мастерами художественного слова.
Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.
Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.
4. Методика ознакомления детей с иллюстрацией
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним.
Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3–4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании иллюстраций с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование – "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям. В очень редких случаях малыши смотрят иллюстрации молча.
Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание иллюстраций. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер. Очень важно практиковать повторное рассматривание иллюстраций:
- знакомое произведение вызывает оживленные высказывания;
- в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.
Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных на иллюстрациях: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено.
Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к восприятию художественных произведений.
Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать иллюстрации.
5. Беседа по художественному произведению с детьми дошкольного возраста в процессе развития речи
Методика построения беседы с детьми о писателе
1. Заинтересовать детей предстоящим разговором:
- использование игровых приемов (внесение яркой книги, сказочного персонажа, предметов из сказок, прослушивание звукозаписи и т. д.)
2. Выяснений знаний детей о писателе, о написанных им произведениях
- использование портретов нескольких писателей
- организация выставки книг
- показ иллюстраций к произведению
- рисунки детей из другой группы по сказкам поэта
3. Короткий рассказ из личного опыта Воспитателя (когда впервые услышала об этом поэте)
4. Не использовать числительные (число, год рождения, можно сказать время года.
5. Обязательная опора на жизненный опыт детей : можно сравнить образ жизни детей и поэта
6. Активизация внимания детей вопросами, заданиями, действиями, наглядным материалом
7. Можно напомнить произведения писателя в форме словесной игры: доскажи словечко, разложи картинки по ходу сказки и т. д.
8. Закончить беседу можно показом новой книги со сказками поэта, рисованием, лепкой на сюжет сказок.
Возможные вопросы по содержанию текста произведения
Назначение? Содержание?
1. На понимание идей морали затронутого в произведении - Чем вас взволновало это произведение?
2. На умение выделять кульминационные моменты в тексте - Припомните места в рассказе, где вы особенно переживали чувство волнения, тревоги за героя?
3. На ум. Определять нахождение развязки - Когда эта тревога прошла?
4. На подчеркивание идеи произведения - Чему вы радовались слушая это произведение?
5. На определение развития сюжета - Как вел себя герой?
- Когда (почему) он себя так вел?
6. Повторное чтение завязки - Как вы относитесь к поступку героя?
7. На определение содержания произведения - О чем говорится в произведении?
- Что нового для себя вы узнали?
- Что можно рассказать о героях произведения, какой он?
- Как ы относитесь к его поступку?
- Какое главное событие в произведении? Почему вы так думаете?
- Что произошло с героем?
- Понравился ли вам герой? За что вы его (не) полюбили?
- Наблюдали ли вы такое в жизни? Когда? С кем? Что?
6. Использование информационных компьютерных технологий в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой для развития речи
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий.
Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;
2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
- развивать у дошкольников исследовательское поведение;
- расширять творческие возможности самого педагога.