татьяна симачкова
Развитие связной речи по игрушкам и предметам
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи по игрушкам и предметам.
Развитие связной речи ребёнка – дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
Публикация «Развитие связной речи по игрушкам и предметам» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по обучению рассказыванию. Обучая ребёнка рассказыванию, то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука – и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка – лексическую, грамматическую, фонетическую.
Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Занятия по развитию монологической речи у детей по описанию игрушек начинается с рассматривания предметов и игрушек.
Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки. Обучению рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем.
Обучению рассказыванию в младших группах на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу. Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи : дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребёнок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.
Показ игрушек может происходить в виде инсценировки, какого – либо сюжета. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированнее, эмоциональнее. В младшей группе ребята описывают предметы, опираясь на последовательно задаваемые педагогом вопросы.
Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них – припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств. Далее педагогом предлагается совместное составление описания и завершается придумыванием оценок – рассказов.
Занятия по описанию игрушек с детьми младшего дошкольного возраста идёт в эмоциональной форме обычно в виде простых дидактических игр («Чудесный мешочек», «Кто это», «Что ты нашёл».)
Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим детям, имеет некоторые особенности игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой или маленький мишки, красная и зелёная пирамидки). Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приёма сравнения.
Занятия по описанию игрушек начинается с их рассматривания, Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал, следит за правильным использованием слов при их определении.
Описание идёт по вопросам педагога. Малыши не дают законченного рассказа, а высказываются отдельными фразами, поэтому воспитатель с помощью вопросов объединяет отрывочные детские фразы, слова, реплики в связный рассказ. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку. Этот рассказ является образцом. Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его.
Воспитатель широко использует рассказы: сам составляет рассказ по игрушке. (н – р, рассматривание игрушечных петушка, цыплёнка, курочки можно закончить чтением рассказа К. Д,Ушинского «Петушок с семьёй». Использование разнообразных литературных выставок очень оживляет занятие, повышает эмоциональный настрой, воспитывает образность речи.