Надежда Власова
Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, а с позиций практики ее решение способствует более точному и дифференцированному логопедическому воздействию.
Для достижения поставленной в нашем исследовании цели по изучению навыков фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, нам необходимо выяснить состояние слухового внимания, уровень развития фонематического
Публикация «Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием
речи, III уровнем речевого развития. Для исследования фонематических
процессов мы использовали методику Г. Г. Голубевой, адаптировав ее с
учетом психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР, участвовавших в исследовании.
Направления методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР :
1. Слуховое внимание
2. Фонематическое восприятие
3. Фонематический анализ
4. Фонематический синтез
Исследование состояло из двух этапов: I этап: отбор детей с нормальным речевым развитием в контрольную группу и с ОНР - в экспериментальную; исследование уровня развития фонематических процессов речи по разработанной методике.
II этап: изучение и сравнительный анализ состояния фонематических процессов у детей с ОНР общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.
Методика обследования речи с балльно - уровневой системой оценки позволяет:
-диагностировать
-уточнить структуру речевого нарушения и оценить степень его выраженности.
Все задания предлагались в игровой форме. Перед началом выполнения задания для его объяснения использовалась словесная инструкция и образец в случае необходимости.
Изучение слухового внимания :
Задание 1. «Угадай, что я делаю»
Цель: выявить способность ребёнка распознавать неречевые звуки.
Материал: рамки М. Монтессори (с кнопками, липучками).
Ход обследования. Логопед знакомит ребёнка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек. Ребенок выполняет аналогичные действия, а логопед обращает внимание ребёнка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий и просит ребенка угадать, что происходит за ширмой.
Инструкция: «Покажи, что я делала»
Пояснение. В случае неудачи педагог помогает ребёнку, демонстрируя рамки повторно.
Оценка результатов:
4 балла – правильно распознает все предложенные звуки самостоятельно
3 балла – путает два из предложенных вариантов
2 балла – не узнает один из предложенных звуков (после пояснения)
1 балл - затрудняется в определении источника звука во всех случаях после пояснения.
Задание 2. «Ритмическое эхо»
Цель: изучить развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур:
1) //
2) ///
3) ////
4) //,///
5) ///, //
6) ////, ///
7) ///,///,//
Способ воспроизведения: «отхлопывание» в ладоши.
Ход обследования: Логопед предлагает отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары. Инструкция: «Повтори за мной»
Оценка результатов:
4 балла - правильно воспроизводит все предложенные комбинации
3 балла - воспроизводит ритмические ряды с тремя ошибками
2 балла - затрудняется в воспроизведении четырех и более ритмических рядов
1 балл – не воспроизводит ни одного из ритмических рядов.
Задание 3. «Лишнее слово»
Цель: определить уровень развития слухового внимания к звучащей речи.
Материал: карточка с речевым материалом.
Речевой материал:
Сом, ком, индюк, дом
Лимон, вагон, кот, бутон
Мак, бак, веник, рак
Совок, венок, каток, зуб
Пятка, ватка, лимон, кадка, сук
Ветка, диван, клетка, сетка, сок
Каток, моток, дом, поток
Процедура: Логопед предлагает ребёнку прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные.
Инструкция: «Прослушай несколько слов и скажи, какое лишнее, непохожее на остальные».
Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец:
«Мак, бак, так, банан». Лишнее слово «банан».
Оценка результатов:
4 балла - правильно выделил «лишнее» слово во всех предложенных рядах
3 балла - выделил «лишнее» слово в четырех рядах
2 балла - в четырех рядах не выделил «лишнего» слова
1 балл – не выделил «лишнего» слова ни в одном случае.
Изучение фонематического восприятия :
Задание 1. «Повторение слогов»
Цель: выявить уровень фонематического восприятия.
Материал: карточки со слогами.
Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок повторяет.
Инструкция: «Послушай, затем повтори».
Речевой материал:
Па-ба, та-да, ва-та, на-та, ка-га, та-на.
БА-ба-па, та-да-та, ка-га-ка, ба-бя-ба.
Оценка результатов:
4 балла - правильно повторяет все предложенные варианты
3 балла – правильно повторяет все предложенные варианты из первого ряда, две комбинации из второго ряда
2 балла - путает слоги, их последовательность из второго ряда (безошибочно только первый ряд)
1 балл - затрудняется в повторении комбинаций любой сложности.
Задание 2. «Послушай-покажи»
Цель: выявить способность распознавать слова, различные по произношению одним звуком.
Материал: карточки с картинками-изображениями называемых слов.
Речевой материал:
Мышка-мишка, корова-корона, точка-бочка, маска -каска.
Ход обследования: Логопед предлагает прослушать слова и показать их на картинках.
Инструкция: «Покажи то, что я назову»»
Оценка результатов:
4 балла - правильно показывает все предложенные комбинации
3 балла - правильно показывает только две предложенные комбинации
2 балла - выполняет задание с тремя ошибками
1 балл - затрудняется в показе всех картинок.
Изучение фонематического анализа :
Задание 1. «Выделение звука»
Цель: выявить способность выделять звук в слоге.
Материал: карточки с буквами ( семь букв: О, А, Ы, И, Э, У, И)
Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающей звук, который повторяется в предложенных слогах.
Инструкция: «Послушай. Определи общий звук во всех слогах и подними соответствующую букву».
Речевой материал:
Он – ор; па – ка – на; ты – мы – лы; ил – ит – ис; эх – эт – эс; ру – ну – ту; ти – ки - ни.
Оценка результатов:
4 балла – правильно выделяет звук во всех семи предложенных вариантах
3 балла - ошибается один или два раза
2 балла - допускает три-шесть ошибок
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из семи вариантов.
Задание 2. «Выделение гласного ударного звука»
Цель: выявить способность выделять звук в словах в начальной позиции под ударением.
Материал: карточки с буквами ( пять букв: О, И, А, У, Э).
Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с буквой, обозначающей звук в начальной позиции слова.
Инструкция: «Послушай. Определи первый звук во всех словах и подними соответствующую букву».
Речевой материал: обувь, искра, астры, узкий, игры, аист, огненный, умный, эхо, окунь.
Оценка результатов:
4 балла – правильно выделяет звук во всех предложенных вариантах
3 балла - ошибается один или два раза
2 балла – допускает от трех до девяти ошибок
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.
Задание 3. «Выделение согласного звука»
Цель: выявить способность выделять согласный звук в словах в начальной позиции.
Материал: карточки с буквами ( шесть букв: П, Д, М, К, Б, Н).
Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в начальной позиции слова.
Инструкция: «Послушай. Определи первый звук во всех словах и подними соответствующую букву».
Речевой материал:
Пух, пол, пышка, пачка
Дым, дом, дочь, дудка
Мак, муха, море, миска
Ком, кошка, каска, курица
Булка, борщ, бант, боль
Нос, наш, норка.
Оценка результатов:
4 балла – правильно выделяет звук во всех предложенных вариантах
3 балла - ошибается один раз
2 балла - допускает несколько (от двух до пяти) ошибок
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.
Задание 4. «Последний звук»
Цель: выявить способность определить последний звук в слове.
Материал: карточки с буквами ( шесть букв: М, К, Ш, А, Ч, Н).
Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в конце слова.
Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец
Инструкция: «Послушай. Определи последний звук во всех словах и подними соответствующую букву».
Речевой материал:
Дом, мак, камыш, муха, танк, ключ, барабан.
Оценка результатов:
4 балла – правильно выделяет последний звук во всех предложенных вариантах
3 балла - ошибается один или два раза
2 балла - допускает несколько (от трех до шести ошибок)
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.
Задание 5. «Сколько звуков?»
Цель: выявить способность определить количество звуков в слове.
Материал: предметные картинки с изображением предметов : дом, луна, рак, сова, жук, утка, рыба, шар; карточки с цифрами: 3 и 4.
Ход обследования. Логопед показывает предметную картинку. Ребенок определяет количество звуков в слове и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец
Инструкция: «Посмотри на картинку. Определи, что это, сколько звуков в этом слове? Подними соответствующую карточку с цифрой».
Речевой материал:
Дом, луна, рак, совы, жук, утка, рыба, шар.
Оценка результатов:
4 балла – правильно определяет количество звуков во всех предложенных вариантах
3 балла - ошибается один или два раза
2 балла - допускает три или четыре ошибки
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может определить количество звуков в большинстве слов или ни в одном из вариантов.
Изучение фонематического синтеза :
Задание 1. «Соедини звуки»
Цель: выявить способность соединять последовательно названные звуки в слово.
Ход обследования. Логопед называет отдельно звуки. Ребенок мысленно соединяет их и называет полученное слово.
Инструкция: «Прослушай звуки. Какое получится слово, если их соединить? Назови это слово».
Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец:
«н», «о», «с» - нос.
Речевой материал:
«к», «о», «т» - кот
«л», «у», «н», «а» - луна
«с», «о», «к» - сок
«н», «о», «т», «ы» - ноты
«з», «у», «б», «ы» - зубы
Оценка результатов:
4 балла – правильно называет все полученные слова
3 балла - ошибается один раз
2 балла - допускает две ошибки
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить слово ни в одном из вариантов.
Задание 2. «Составь слово»
Цель: выявить способность составлять слово из звуков, представленных в хаотичном порядке.
Ход обследования. Ребенку предлагается составить слово, используя звуки, данные в разбивку.
Инструкция: «Я буду называть звуки. Запомни их. Постарайся составить из них слово. Назови это слово».
Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец:
«о», «д», «м» - дом.
Речевой материал:
«о», «к», «т» - кот, кто
«т», «у», «л», «с» - стул
«к», «о», «с» - сок
«а», «ф», «ш», «р» - шарф
«б», «у», «з», «ы» - зубы
Оценка результатов:
4 балла – правильно составляет и называет все слова
3 балла - ошибается один раз
2балла - допускает две-четыре ошибки
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить ни одного слова.