МААМ-картинки

Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Ольга Петлюк
Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать +Заказ

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не вступая в контакты с окружающим социальным миром. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими.

Коммуникативные умения – есть важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника, но и изучает самого себя. Особенно велико значение сверстников в становлении основ личности ребенка и его коммуникативном развитии.

Публикация «Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых: А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, Я. Л. Коломинского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, П. М. Якобсона, Я. А. Яноушека и др.

Старший дошкольный возраст становиться своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанников коммуникативные умения, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.

Несовершенство коммуникативных навыков, речевая инактивность затрудняют процесс свободного общения детей и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.

Так как игра продолжает оставаться ведущей деятельностью ребенка в течение всего дошкольного детства, она может создать основу для развития коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи. В процессе игровой деятельности дети упражняют и развивают свои когнитивные, речевые навыки, коммуникативные умения в непринужденной атмосфере, проявляют активность и уверенность. В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение» : в соответствии с одним из них оба понятия отождествляются. Так, в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании». В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия. Также понятия «коммуникация» и «общение» отождествляются в педагогическом и философском энциклопедических словарях.

В соответствии с другим подходом между этими двумя понятиями существует некоторое отличие. Например, «коммуникация» определяется как «близкое к понятию общения, но расширенное» в словаре практического психолога. Здесь же поясняется, что коммуникация - это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. В этом же словаре дано определение общения, в котором указанный выше обмен информацией является составной частью общения. Общение - «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера».

В словаре русского языка понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отождествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». «Коммуникация - это сообщение, общение».

Более узкое трактование понятия «коммуникация» представлено в трудах Г. М. Андреевой, А. В. Батаршева, Е. Е. Дмитриевой, А. Б. Добровича, Я. Л. Коломинского. Ученые под коммуникацией подразумевают только процесс передачи информации.

Анализ рассмотренных выше определений коммуникации и общения показывает, что, с одной стороны, коммуникация трактуется как понятие более широкое, чем общение, и в то же время она является (согласно определению) составляющей процесса общения. С другой стороны, если «коммуникация» определяется как понятие, близкое к «общению», следовательно, оно не сводится только к процессу передачи информации. Кроме того, невозможно осуществление данного процесса вне организации взаимодействия, восприятия и понимания партнерами друг друга.

В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Он включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Если есть общий контекст, общее поле, это значит, что человек общается. Необходимым условием, свидетельствующем о наличии настоящего общения, является способность к идентификации, к умению отождествиться с партнером по общению, к возможности встать на другую точку зрения, т. е. в общении всегда есть диалог.

В психологии общение рассматривается как особая деятельность (Т. В. Драгунова, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др.) Основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в трудах П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца и др. В соответствии с этим направлением предметом общения является взаимодействие или взаимоотношения общающихся (двух или более).

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Однако общение – это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему, оно всегда имеет свое содержание, которое связывает. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.

Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей, восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга (взаимовосприятие). Перцептивная сторона общения является важной и обязательной составной частью коммуникации, поскольку эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Происходит восприятие одним человеком другого. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Большинство психологов едины во мнении о том, что общение представляет собой существенную сторону жизнедеятельности индивида. В зависимости от выполняемой роли ими выделяются функции общения.

Можно выделить три класса функций общения: информационно – коммуникативную, регуляционно–коммуникативную и аффективно-коммуникативную.

Начиная активную жизнь в обществе, ребенок сталкивается с множеством трудностей. Они связаны не только с недостатком знаний об этом мире, но и с необходимостью научиться жить среди себе подобных, то есть комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. Ребенок в процессе этого сложного познания становится личностью со своим мировоззрением, со своими реакциями на поступки других и с собственным поведением, со своим пониманием добра и зла.

За короткий период раннего и дошкольного детства ребенок овладевает тремя типами общения :

-эмоциональное общение – первое полугодие жизни;

-общение на основе понимания – со второго полугодия жизни;

-общение на основе речи – с 1,5-2 лет.

Данное перечисление типов общения отражает последовательность их появления в онтогенезе. Необходимо отметить, что возникновение каждого нового типа общения не приводит к вытеснению предыдущего; некоторое время они сосуществуют, затем, развиваясь, каждый из типов общения приобретает новые, более сложные формы. В общении развиваются все важнейшие стороны личности и деятельности ребенка, в том числе и его речь.

Публикации по теме:

Пластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речиПластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. Это связано, прежде всего,.

Сценарий башкирского осеннего праздника «Сомболя» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №162 компенсирующего вида» Сценарий башкирского народного праздника.

Досуг для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Навстречу Олимпиаде» Навстречу Олимпиаде. И. Б. Заварцева, музыкальный руководитель, Е. Г. Соколова, учитель-логопед, МБУ д/с №23 «Волжские капельки» г. Тольятти.

Формирование речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через моторную деятельность Прекрасна речь, когда она как ручеек Бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток И восклицать: О! Как же ты красива.

Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Как известно, речь - это сложная функциональная система,.

Консультация «Родителям о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Сказка – оказывает удивительное влияние.

Система коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Под системой понимают совокупность основных компонентов образовательного и воспитательного процесса, включающих отбор материала для занятий,формы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 21 октября 2015 в 03:20
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Петлюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД