Татьяна Туева
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 23
▼ Скачать + Заказать документы
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Очень важно предоставить ребёнку возможность выразить свой эмоционально – познавательный опыт, а это возможно осуществить через моделирование.
Моделирование – это создание модели.
С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов. Моделирование позволяет решить ряд экологических задач в игровой, лёгкой и доступной форме.
Публикация «Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Новый день — новое открытие“, Часть 23» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности – для обобщения представлений детей о природе и овладения обобщёнными способами деятельности.
Решение экологических задач через моделирование.
«Что перепутано?»
Воспитатель сам расставляет биоциноз, помещая объекты в нетипичное положение (ёжика на вершину сосны, зайца в берлогу и т. д.). Дети самостоятельно исправляют ошибки.
«День – ночь»
Так было ночью, что станет днём? Выкладывается биоциноз ночи или наоборот. А затем путём замены деталей идёт трансформация (поменяем луну на солнце и т. д.).
«Так было летом, а что будет зимой?»
Воспитатель выставляет одну из моделей, например, лето, а затем вместе с детьми заменяют её на противоположную модель. Убирая одну модель ребёнок обоснует, почему он так делает. Можно брать пары: лето – осень, осень – зима, зима – весна, весна – лето, осень – весна.
«Выбери, что нужно»
В одной коробочке детям предлагаются разные детали биоцинозов: леса, луга, болота. Нужно выбрать детали для определённого биоциноза.
«Что изменится?»
Что изменится, если на поляну пришёл волк или другое животное? Путё м логического мышления и замены деталей дети исправляют ситуацию: волк пришёл – заяц убежал, медведь остался.
«Человек в лесу»
Дети смотрят, какой человек пришёл. Это может быть: охотник, лесник, рыбак, турист, браконьер. В зависимости от того кто пришёл, идёт смена деталей, решаются проблемные задачи. Развивается детская фантазия и реальный подход к ситуации.
«Собери биоциноз»
Детям предлагаются детали, разложенные по коробочкам, по группам: деревья, животные, птицы, насекомые. Нужно собрать, например, биоциноз поля. Дети выполняют задание. В конце оценивается истинность.
«Выпадение экологического звена»
Выкладывается биоциноз со всеми требованиями. Воспитатель сообщает детям о цепочках питания, а затем ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Представьте, что из нашего леса исчезли все птицы». Снимает птиц с модели. Дети оценивают ситуацию, кому будет плохо, кто пострадает. Сами снимают с модели того, кому будет плохо без птиц. А кому будет хорошо? Выкладывают обилие насекомых. А теперь кому будет плохо? После осмысления ситуации, убирают деревья с листвой, а помещают на модель голые деревья. Дети делают вывод, что если из биоценоза выпадает одно звено, то биоциноз погибает.
«Что будет?»
Выкладывается, например, биоциноз леса и ставится проблемная ситуация: что будет, если исчезнет один какой – нибудь вид (зайцы или медведи). Детей подвести к выводу, что в устойчивом биоценозе исчезновение одного из видов к катастрофе не приведёт.
«Можно или нет»
Воспитатель задаёт детям вопрос : например, можно ли в степи вырастить лес? После рассуждений дети приходят к выводу: нельзя – деревья посадить можно, а зверей заселить невозможно. Будет нанесён вред обитателям степи, животные погибнут, так как не та среда обитания (много тени, мало света и т. д.).
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольный возраст – это период, когда у ребёнка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающему. Поэтому, очень важно начиная с этого возраста показать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, правильного и бережного отношения к окружающему и т. д.
Театр располагает большими возможностями, так как он воздействует целым комплексом средств. Художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе взятое помогает ребёнку легче и правильнее понять содержание спектакля.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Для того чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребёнка, тем ярче будут творческие проявления.