Зинаида Пьянкова
Методическое пособие по патриотическому воспитанию «Тавдинский навигатор» для детей младшего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Девиз: Знай, помни, дорожи историей своего города!
Узнай всё о своём крае, его природе, известных людях, люби то,
что тебя окружает, ведь именно здесь твоя Родина.
Наша группа «Семицветик»-
всем тавдинцам шлёт приветик
Ни на каждой он карте отмечен –
Город тот, что зовется Тавда.
Он лесами, цветами увенчан,
В реках-жилах клокочет вода.
Край красивый, богатый и чудный, -
Чистый воздух дурманит, пьяня.
А прислушаться – слышен натужный
Гул таёжный… Родная земля!
Публикация «Методическое пособие по патриотическому воспитанию „Тавдинский навигатор“ для детей младшего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Методическое пособие «Тавдинский навигатор». Для детей младшего и старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей. Думаю, что данная тема всегда востребована и актуальна в рамках патриотического воспитания, социально-личностного развития и освоения темы «краеведения». Практическая значимость моего методического пособия в том, что Тавдинский навигатор помогает ребенку по своему желанию выбрать информацию по одной из тем и лучше понять, запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
Пособие «Тавдинский навигатор» проследует по маршрутам: «Улицы нашего города и правила безопасного поведения», «Достопримечательности Тавды» (театр теней). «История моего города» (Символика, почётные люди города и т. д.)», «Тавда – город леса» (времена года, «Животный мир нашего края», «Река Тавда», «Обитатели реки».
Цель пособия: Систематизировать, расширять знания детей о родном городе.
Задачи: Дать детям представление об окружающей действительности в ходе изучения лексических тем, знакомясь с родным городом («Времена года», «Дикие животные», «Деревья», «Рыбы»).
•Развивать связную речь, расширять и активизировать словарный запас.
Тавдинский навигатор - это универсальное пособие, результат совместной работы воспитателя, родителей и детей. Это мобильное, яркое, насыщенное, многофункциональное, безопасное, удобное в применении пособие, которое можно использовать во всех видах деятельности.
Пособие является одним из вариантов организации предметно- развивающей среды, настольной, напольной игрой для детей. Развивающие игры просты, реальны и доступны для каждого ребенка. Играть можно как одному ребёнку, так и дружной компанией,
Можно использовать для сюжетно-ролевой игры: «Водители», «Дорога», «Зоопарк», «Магазин», «Рыбная палатка «Ёрш»»,
Для групповых и индивидуальных занятий. Способствует лучшему усвоению лексических тем.
Материал:из которого выполнено пособие разнообразный: ткань, овечья шерсть, ленты, кнопки, крючки, деревья из ламината, витражные краски, «липучки»
Дополнительно к пособию подобраны: Ламинированные картинки дорожных знаков, животных, рыб. картотеки загадок, стихов о дорожных знаках, рыбах, животных, книжки – малышки в виде рыбки. Наборы картинок ко всем блокам.
Мы отправляемся на автобусе с нашим навигатором
Нам с навигатором не скучно
в дороге время коротать
он говорит: «куда нам нужно»
а мы - Тавду лучше узнать
1 блок «Улицы нашего города», «Мой адрес…», «Мой детский сад»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тавды, номер дома, квартиры, телефона, этаж,адрес детского сада, № сада, группу, знать сотрудников детского сада
Улицы нашего города –
Изучать их и любо и дорого
«Собери картинку», «Поставь знак»
Раскрась транспорт
Узнай что и как…
Игры дидактические – умные и практические
В игры эти играть
О Тавде БУДЕМ много знать!
«Транспорт и правила безопасного поведения»
Цель: Закреплять представления детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге. Формировать умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.
Картотеки: «Правила дорожного движения», «Правила юного пешехода», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Правила поведения в детском саду», «Правила дружбы», «Пословицы о дружбе».
Загадки, стихи по всем блокам пособия.
* «Где, какие дома»
* «Поставь знак»
* «Какой бывает транспорт»
* «Раскрась транспорт»
* «Собери картинку»
* «Учим знаки светофора»
* «Найди пару»
* «Кому отправим письмо»
* «Кому, что нужно для работы»
* «Хорошо- плохо».
«Транспорт и правила безопасного поведения»
* Картотеки, загадки, стихи, пословицы, правила поведения.
2 блок «Достопримечательности Тавды» (театр теней)
Тавда – это Я! Тавда – это МЫ! Тавда – это лучший город страны!
На площади Победы –памятник Кирову стоит,
Нам надо клумбу украсить – цветы посадить
Театр теней - творческие рассказы детей «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь», «Шутки на полминутки» - говорят животные наших лесов (короткие сценки о животных, птицах)
3 блок «История моего города» – Город мой, любуюсь и горжусь тобой (Символика города, почётные люди города, карта Тавды, области и т. д)
Задачи: Воспитать в детях чувство гордости, уважения и любви к тому месту, где он живёт. Закрепить знания детей об исторических фактах образования города и его улиц. Способствовать закреплению знания герба, флага (города, области, закрепить знания о том,что нарисовано на гербе и что это обозначает. Расширять кругозор детей.
Обучение правильному употреблению относительных прилагательных (Современный, зелёный, благоустроенный, родной, любимый, чистый, красивый, милый, нарядный, чудесный, дорогой, замечательный и др.).
Историю нашего города- изучаем
Много игр мы узнаем
Составь герб, Найди флаг»,
На карте поставь знак,
Подбери слова, узнай по описанию
по фотографиям городские здания.
Много почётных граждан узнаем,
Гордимся мы ими и уважаем
Любим, знаем, познаём
Всё про город, где живём!
Дидактические игры:
* «Найди герб Тавды» …флаг,
* «Составить герб»- разрезная картинка,
* «Мой город»,
* «Кто подберет больше слов о городе»,
* «Узнай по описанию»,
* «Что лишнее?»,
* «Дом, в котором я живу»,
* «Любимые места микрорайона фанерного»,
* Игра - путешествие во времени «Тавда прежде и теперь»,
* «Знатоки»,
* «Мир профессий».
Картотеки: «Очень интересные, разные профессии», «Почётные граждане Тавды и Тавдинского округа»
4 блок «Тавда – город леса» (времена года)»
Цель: Уточнять и расширять представления детей о лесе, о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него. Научить любить, беречь и понимать природу.
Береги природу, «Отгадай –ка»,Знатоки
Время года в Тавде НА ДЕРЕВЕ покажи
Чьи семена, когда это бывает-
И дети, и взрослые увлечённо играют (многое знают)
Дидактические игры:
* «Что было бы, если из леса исчезли…»,
* «Береги природу»,
* «Признаки времён года»,
* «Стрелочку поверни, время года в Тавде покажи»,
* «Что происходит в природе?»,
* «Знатоки»,
* «Чьи семена?»,
* «Детки с какой ветки?»,
* «Когда это бывает?»,
* «Какие бывают леса?»,
* «Найди ошибку»,
* «С какого и какой?»,
* «Назови ласково»,
* «Отгадай-ка»,
* «Назови дерево»,
5 блок «Животный мир нашего края»
Цель: Систематизировать знания детей о животных, уметь из классифицировать, закреплять знание детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания, прививать интерес к миру тавдинской природы. Воспитывать интерес к животному миру.
Лось – символ города
Кто, где живёт?
«Раскрась животное», «Чьи уши, глаза и хвост»,
«Назови ласково», «Отгадай – ка»
Кто как передвигается, узнай – ка!
Дидактические игры:
* «Лось- символ города»,
* «Раскрась животное»,
* «Найди картинку»,
* «Четвертый лишний»,
* «Дикие животные»,
* «Животные нашей области».
* «Кто, где живет?»
* «Вопрос-ответ» (чей хвост, глаза, уши,
* «Назови ласково»
* «Кто где живёт»,
* «Отгадай-ка»,
* «У кого кто?»,
* «Знатоки»,
* «Кто как передвигается?»,
* «Кто кем был?»,
* «Сложи животное»
6 блок: «Река Тавда».
Цель: Совершенствовать знания детей о реке Тавда. Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности во время отдыха на реке. Развивать мышление детей. Закрепить виды водного транспорта.
Река Тавда – красивейшие места
Снова играем
В игры о родном крае:
Чистая река, крутые и пологие берега
Что лишнее, на чём плывём,
Раскрась, назови речной водоём
Дидактические игры:
* «На чем плывем»,
* "Назови части предмета",
* «Из чего сделано?»,
* «Чистая река»,
* «Ч то лишнее?»,
* «Раскрась водный транспорт»,
* «Летает, плавает, бегает, растёт»,
* «Ходят капельки по кругу»
Экспериментирование: «Плавает или тонет»,
7 блок : «Обитатели реки Тавда»
Цель: Уточнять представления о животных – обитателях водоёма о их подводной жизни. Закреплять представления детей о внешнем строении рыбы: есть тело, покрыто чешуёй, есть плавники, рот, глаза. Воспитывать интерес к обитателям реки. Развивать любознательность, внимание.
Сколько рыб в реке Тавде
Какая водиться, на какой глубине
Рыбки – цифры, рыбки – прищепки-
Игры – загадки, игры- защепки.
Поймай рыбку и раскрась-
Щука, окунь, ёрш и карась.
Дидактические игры:
* «Кто, где живёт»,
* «Парочки»,
* «Поймай рыбку»,
* «Ловись рыбка и мала, и велика»,
* «Весёлые рыбки- прищепки»,
* «Рыбки»,
* «Рыбки - цифры»,
* «Кто лишний?»,
* «Раскрась рыбку»,
* «Рыболов»- речевая (Согласование числительных с существительными.)
* Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?»(Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных,
* «Четвертый лишний»,
* «Знатоки»,
* «Один – много»
Пальчиковая игра «Рыбка»
Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»
Динамическая пауза «Разбудим рыбку»
Тематический, краеведческий «Тавдинский навигатор» - это не просто пособие - поделка - это заключительный этап совместной, многогранной деятельности, которую все участники проделали в ходе создания пособия.
Данное пособие успешно используется детьми в повседневной жизни.