Татьяна Туева
«Новый день — новое открытие». Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 3 часть
▼ Скачать +Заказ
ДИАГНОСТИКА.
Психолого-педагогическая диагностика проводится с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе. Она основана на наблюдениях за поведением каждого ребёнка. Можно использовать различные неформальные техники наблюдений: регистрация эпизодов из жизни группы, дневниковые заметки, образцы детских работ, беседы и интервью. Можно использовать диагностические задания.
Анализ результатов диагностики позволяет понять каждого ребёнка и создать условия для его развития на основе индивидуального подхода, путём реорганизации развивающей среды и создания новых возможностей обучения детей.
КРИТЕРИИ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ.
Публикация «„Новый день — новое открытие“, Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, 3 часть» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. Они с удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми природными объектами, наблюдают за проявлением их особенностей. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют, испытывают удовольствие от оказанной помощи.
У них сформирован достаточно широкий круг представлений о природе, они самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и групп.
Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Стремятся к совершению добрых поступков.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ.
Дети в целом проявляют к природе положительное отношение. Заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют к ним непосредственное отношение и привлекательны для них, и общаются с ними по собственной инициативе. Выделяют отдельные признаки живого (у животных в основном – движение и питание; у растений – рост).
Замечают нарушения правил поведения в природе, но для них еще характерно несовпадение суждений и реального поведения.
Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна: детей привлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ.
Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям. Наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность.
По собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами. Представления о природных объектах поверхностны, часто неадекватны.
Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природе, но не осознают почему. Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ.
1. Представления.
Цель: Выявить характер представлений ребенка о живом.
1. Как ты узнал, что все это живое?
2. Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?
3. Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение, человек?
4. Зачем нужны (называются части и органы?
5. Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы? Почему?
Цель: Выявить представления о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.
1. Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?
2. Как нужно ухаживать за животными (растениями? Что делает человек, чтобы быть здоровым?
3. Как себя чувствует это растение (животное, человек? Как ты это узнал? Как ему помочь?
Цель: Выявить представления о среде обитания животных.
Цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной, силуэтные картинки животных. Предлагается проблемно – игровая ситуация «Кто-то перепутал животных и места их обитания».
1. Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?
2. Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания?
3. Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу? Почему?
Цель: Понимания ребенком ценности природных объектов.
1. Любишь ли ты животных и растения?
2. С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?
3. Зачем нужны животные и растения?
4. Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
5. Может ли человек прожить без других людей? Почему?
Цель: Представления ребенка о нормах отношения к живому.
1. Как поступил мальчик (девочка? Почему?
2. Как, бы ты поступил на его (ее) месте?
3. Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?
2. Отношение детей к природе.
Цель: Особенности отношения дошкольников к животным и растениям.
1. Как себя чувствует живой объект?
2. Как ты это узнал?
3. Как ему можно помочь?
4. Хотел бы ты помочь животному или растению?
5. Почему ты хочешь ему помочь?
3. Практическая деятельность детей в природе.
Цель: Умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Дошкольнику предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву. (Каждый вид ухода выполняется отдельно).
Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего это нужно делать.
Затем предлагается: выбрать из уголка природы растение, нуждающиеся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор; ответить, каким станет растение после ухода за ним; рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода; подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда; объяснить, как узнать, что уход достаточен. Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.