Татьяна Туева
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 6
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ.
1. Представления.
Цель: Выявить характер представлений ребенка о живом.
1. Как ты узнал, что все это живое?
2. Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?
3. Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение, человек?
4. Зачем нужны (называются части и органы?
5. Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы? Почему?
Цель: Выявить представления о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.
Публикация «Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Новый день — новое открытие“, Часть 6» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?
2. Как нужно ухаживать за животными (растениями? Что делает человек, чтобы быть здоровым?
3. Как себя чувствует это растение (животное, человек? Как ты это узнал? Как ему помочь?
Цель: Выявить представления о среде обитания животных.
Цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной, силуэтные картинки животных. Предлагается проблемно – игровая ситуация «Кто-то перепутал животных и места их обитания».
1. Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?
2. Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания?
3. Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу? Почему?
Цель: Понимания ребенком ценности природных объектов.
1. Любишь ли ты животных и растения?
2. С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?
3. Зачем нужны животные и растения?
4. Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
5. Может ли человек прожить без других людей? Почему?
Цель: Представления ребенка о нормах отношения к живому.
1. Как поступил мальчик (девочка? Почему?
2. Как, бы ты поступил на его (ее) месте?
3. Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?
2. Отношение детей к природе.
Цель: Особенности отношения дошкольников к животным и растениям.
1. Как себя чувствует живой объект?
2. Как ты это узнал?
3. Как ему можно помочь?
4. Хотел бы ты помочь животному или растению?
5. Почему ты хочешь ему помочь?
3. Практическая деятельность детей в природе.
Цель: Умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Дошкольнику предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву. (Каждый вид ухода выполняется отдельно).
Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего это нужно делать.
Затем предлагается: выбрать из уголка природы растение, нуждающиеся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор; ответить, каким станет растение после ухода за ним; рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода; подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда; объяснить, как узнать, что уход достаточен. Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.
4. Уровень знаний о животных.
(Подготовить картинки с изображением разных экологических групп; с изображением стадий роста и развития; дидактическую игру «Зоологическое лото»; модели: «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные»).
4.1 Беседа по картинкам:
– Кто это?
– Подбери к животным их детенышей и назови их.
– Составь группы: «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные».
– Найди (подбери) модели этим группам животных (или, что обозначает эта модель).
– Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?
– Разложи картинки с изображением роста и развития животных (цыплёнка, рыбы) по порядку. Что было сначала, что потом?
4.2 Что происходит с птицами (рыбами, зверями, насекомыми) зимой, весной, летом, осенью? Почему это происходит?
4.3 Организовать игру «Зоологическое лото». Предложить детям подобрать картинки с изображением животных разных экологических групп по месту и среде обитания.
5. Уровень знаний о растениях.
(Подготовить картинки с изображением растений цветника 3 – 4 вида, огорода, леса, поля 2 – 3 вида, комнатные растения 4 – 5 видов; картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли; модели понятий – травы, кустарники, деревья, растения, «живая природа», «неживая природа»).
5.1 Беседа по картинкам:
– Назови это растение.
– Где растет?
– Нарисуй или разложи по порядку картинки: как растет горох (фасоль).
– Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?
– Назови, и покажи растения, которые любят много света, влаги.
5.2 Почему растениям нужны свет и влага?
5.3 Что происходит с растениями леса (огорода) в разные времена года? Почему?
5.4 Организовать игру «Путаница». Задания:
– Разложи части растения правильно
– Почему их следует расположить так, а не по-другому?
– Зачем растению: стебли, листья, корни, цветки?
5.5 Задания «Подбери модели»: подбери картинки с изображением растений, и разложи их по группам: травы, деревья, кустарники; подбери к ним модели; объясни свой выбор.
6. Уровень умений.
Цель. Умение фиксировать изменения природы в рисунках.
Анализ рисунков детей.
Цель. Устанавливать причинно – следственные связи и применять правила поведения в природе.
Можно ли оставлять на берегу реки мусор, бросать в воду пустые бутылки из-под воды, банки, бумажки, пластиковые пакеты? Почему? Чем это плохо для обитателей реки, озера?
Рассмотреть рисунки, изображающие «плохие» и «хорошие» действия человека по отношению к природе. Скажите, кто поступает правильно, заботится о природе, а кто вредит ей своими действиями. Нарисуйте красный кружок и зачеркните рисунки, на которых изображены неправильные действия. Подумайте и скажите, как можно исправить нанесенный природе вред. Как нужно себя вести, чтобы охранять природу?