Елена Добрякова
Методическое пособие по развитию речи «Речевичок»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения.
В детском саду возможности младших дошкольников в овладении речевыми навыками недооцениваются. В активизации речи ведущими приемами на протяжении всего дошкольного возраста признаются вопросы к детям. Обычно предоставляется образец речи взрослого и требование от детей рассказывания по образцу и плану, предложенному воспитателем. Задания на сочинение рассказа или сказки, предлагаемые детям, часто оторваны от задач и мотивов естественного общения, дошкольникам не понятен смысл речевых упражнений. Неудовлетворительные результаты подобного обучения рассказыванию обусловлены недостаточной мотивированностью дошкольников. Это и обусловило выбор темы исследования. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте происходит активное развитие речи. В этот период у детей формируются все компоненты речевой системы : звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Онтогенез формирования речи у детей рассматривался в работах А. Н. Гвоздева, В. П. Глухова и других.
Публикация «Методическое пособие по развитию речи „Речевичок“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Например, В. П. Глухов в своей работе указывал на сензитивные периоды развития речи, к которым они относили возраст от 1 года до 6 лет:
- от 1 года до 1,5 лет – период накопления первых слов;
- от 2,5 до 3,5 лет – период овладения развернутой фразовой речью;
- от 5 до 6 лет – период формирования контекстной речи. Очевидно, что большая часть периодов относится к раннему детству [9,стр 40].
В работе К. Л. Печоры,Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой, О. В. Сингаевской, А. В. Соболевой мы находим указание на то, что уже в возрасте 2-3 лет в высказываниях детей появляются первые элементы связной речи. Авторы, рассматривавшие вопросы формирования грамматического строя речи, построения связных высказываний отмечали, что развитие словаря, грамматического строя, связной речи, в норме происходит вместе с развитием мышления, общения, деятельности [21,стр 41, 24,стр 41].
Д. Б. Эльконин выделял следующие факторы, способствующие речевому развитию ребенка дошкольного возраста:
- развитие представлений ребенка об окружающем мире;
- совместная деятельность, общение со взрослым;
- социальная среда, в которой воспитывается ребенок [30,стр 42].
Как отмечает автор, в процессе непосредственного эмоционального общения ребенка с взрослым на первом году жизни у ребенка закладывается основы будущей связной речи. К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. На третьем году жизни стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству.