Анастасия Безрукова
Дидактическое пособие по развитию речи «Звукобуковка»
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС определили несколько направлений для реализации ООП ДОУ. Одним из направлений является речевое развитие детей дошкольного возраста, задачами которого являются: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи „Звукобуковка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2018
Период от рождения до поступления в школу является, как это признано специалистами, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, возрастом первоначального формирования качеств и свойств, делающих ребенка человеком.
Особенностью этого возрастного периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также является фундаментом для овладения различными видами деятельности.
Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.
В результате наблюдения за детьми по речевому развитию выявлено, что у детей недостаточно сформирована звуковая культура речи, имеются речевые нарушения. Дошкольники старшего возраста при ответе на вопросы отвечают одним словом, редко используя простые и распространенные предложения. У некоторых детей плохая дикция и проблемы с произношением чистоты звуков (5% - низкий уровень, 65% - средний,30% - высокий).
Поэтому возникла проблема – как активизировать речевую деятельность. Одним из методов решения проблемы может стать дидактическое пособие, которое обеспечит повышение звуковой культуры речи у дошкольников. Это авторское игровое дидактическое пособие «Звукобуковка».
Цель
которого: развитие речевых возможностей детей дошкольного возраста в системе (первичного навыка звукового анализа, словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи). развитие речевой активности детей.
Использование пособия «Звукобуковка» позволяет решать следующие задачи:
• Развивать звуковую культуры речи у детей.
• развивать лексико-грамматический строй речи, память, мышление;
• закреплять навык словообразования и словоизменения;
• расширять и активизировать словарь;
• развивать связную речь;
• формировать у детей представления о предметах, животных и т. д. ;
• развивать тактильные ощущения детей, мелкую моторику пальцев рук;
• воспитывать уверенность в себе;
• развивать умение в употреблении порядковых числительных, пространственных представлений «слева», «справа», «вверху», «внизу», предлогов «над», «под», «между»;
• развивать фонематический слух, автоматизацию поставленных звуков в слогах.
Это дидактическое пособие способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений, позволит не только активизировать речь, но и будет способствовать развитию внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук. Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлечет детей к игре, но и реализует развитие эстетического восприятия предметов окружающего мира.
Дидактическое пособие «Звукобуковка» представляет собой прошитое полотно с кармашками в виде окошек для расположения предметных картинок: изображения окружающих предметов, животных, цветов, фигур и т. п., карточек с буквами, символами звуков, слогами, счётными палочками, разноцветной мягкой проволокой. Кармашки расположены по всей площади полотна. Приложением является коробочка с различными развивающими карточками.
Речевое развитие детей происходит успешно при условии постоянного общения и корректирования недостатков речи, используя дидактические игры, которые решают определенные задачи по активизации речевой деятельности и автоматизации звуков. Постепенно дети усваивают правила использования дидактического пособия в совместной деятельности. Работа по проблеме активизации речевой деятельности и развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста основывается на взаимодействии взрослого и детей.
Методика использования дидактического пособия «Звукобуковка»
Описание: предлагаемая методика использования дидактического пособия будет полезна воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования,творческим родителям.
Пособие может использоваться:
• В совместной деятельности детей.
• В ходе режимных моментов.
• Индивидуально и подгруппами.
Картотека дидактических игр.
Описание работы по предложенному материалу:
«Предлоги»
Цель. Обучение умению правильно употреблять предлоги, выделять их в предложении, составлять с ними предложения.
Для развития умения определять положение предмета по отношению к другому предмету. Картинки на следующие пространственные отношения: на, под, за, перед, справа, слева, рядом, в, за, между.
«Рассказчики»
Обучение составлению рассказов по одной картинке или серии сюжетных картинок способствует развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривание картинок развивает внимание ребенка. Составляя рассказ по картинкам, ребенок развивает мышление, когда пытается понять их содержание, причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи между событиями, изображенными на них.
Цель: продолжать формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картин, последовательность которых служит планом при рассказывании, употреблять в речи сложные формы предложений, развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей.
«Читай – ка»
Цель: знакомство с буквами, формирование первоначального навыка чтения открытых слогов, умения составлять слоги из букв.
«Четвёртый лишний»
Цель. Выделить четвёртый лишний предмет.
Перед ребенком четыре картинки. Например, три картинки начинаются на один звук, а одна картинка на другой. Ребёнок должен назвать лишнюю картинку и рассказать почему она лишняя.
«Знатоки»
Цель: развитие зрительного восприятия, активизация умения подбирать картинки по заданной лексической теме и делать обобщения.
Описание: изображены предметные картинки по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Цветы» «Животные», «Насекомые» и т. д.
1. Перед детьми лежат картинки по одной лексической теме, например: бабочка, паук, комар, кузнечик. Ребенок должен назвать что это – одним словом - «насекомые»
2. «Найди лишнюю картинку». Перед детьми лежат 4 картинки, 3 картинки по определенной лексической теме, одна нет. Ребенок ищет лишнюю картинку и объясняет почему он так думает.
«Звуковка»
Цели:
• формирование умения давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы, подбирать к символам звуки;
• развитие фонематического слуха, возможности выделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове.
. На карточках изображены символы звуков ;
- красный кружок – гласный звук;
- два кружка (зелёный и красный) – гласные второго ряда Е, Ё, Ю, Я.
- синий кружок с колокольчиком – согласный твёрдый, звонкий;
- синий кружок без колокольчика – согласный твёрдый, глухой;
- зелёный кружок с колокольчиком – согласный мягкий, звонкий;
- зелёный кружок без колокольчика – согласный мягкий, глухой
Задание 1: назвать звук, в соответствии с характеристикой по условным обозначениям.
Задание 2: назвать слово на заданный звук в соответствии с характеристикой его по условным обозначениям.
Задание 3: придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.
Задание 4: выбрать картинки, в которых начальный звук соответствует характеристике условных обозначений.
Задание 5: показать карточку с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук (определённый ребёнком начальный, конечный звук)
«Кто это? Что это?»
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Педагог показывает предметные картинки.
-Кто это? Что это?
- Расскажи, для чего это нужно? Где он живёт? Какого цвета? И т. д.
- Какой по счёту был олень? Квадрат? Или любой другой предмет, животное.
«Чей голосок?»
Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
Педагог изображаетживотных: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.
«Подбери картинки с заданным звуком»
Цель: развивать фонематический слух, учить выделять заданный звук в составе слова, автоматизировать звук […] в словах.
Педагог ставит в окошко букву, обозначающую звук […] (либо другой закрепляемый звук) и предлагает ребенку найти картинки с этим звуком и наоборот.
«Буквы своими руками»
Цель: развивать тактильные ощущения детей, мелкую моторику пальцев рук, воображение.
Педагог предлагает из доступных материалов изготовить буквы.
Заключение.
Дидактическое пособие «Звукобуковка» помогает ребенку в речевой деятельности. При проведении игр с ним происходит активизация речи детей, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, памяти, логического мышления. Дети совершенствуют навыки автоматизации звуков, высоты и тембра голоса, деления слов на слоги, использование предлогов в речи, закрепление пространственных ориентиров слева, справа, вверху, внизу.
В результате проведенной работы, я заметила, что у детей повысился познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым, дети стали формулировать вопросы и отвечать на вопросы взрослого, дети стали активнее взаимодействовать друг с другом в режимных моментах, речь детей стала понятна.
В дальнейшем дидактическое пособие можно предложить родителям для индивидуальной работы с детьми дома.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках!
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!