Ольга Шванева
Дидактическое пособие по развитию речи «Гномики-словечки»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте складывается особый вид деятельности, направленный на познание мира – речемыслительный. Развитие речемыслительной деятельности – важная задача подготовки дошкольников к школе. Освоение речи в единстве произносительной и смысловой сторон перестраивает мыслительную деятельность. Ребенок получает возможность познавать то, что нельзя воспринимать с помощью органов чувств, учится управлять своим поведением, осознавать свою активность.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи „Гномики-словечки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2015
В своей работе по развитию речемыслительной деятельности у детей я поставила цель: преодолеть скованность мышления воспитанников путем развития самостоятельности, критичности, умения решать проблемные ситуации.
Дети, рожденные в 21 веке, живут в мире «говорящей» техники и постепенно учатся молчать, а речевые игры уступают свое место телевизору, компьютеру, игровой приставке. Перед педагогами постоянно стоит вопрос: «Как же сделать так, чтобы дети ждали занятий по развитию связной речи, с удовольствием составляли предложения и с таким же удовольствием старались запомнить то, что им скажут и повторить услышанное?».
Изучая материалы по теме, я заинтересовалась тренажерами речевой активности и разработала дидактическое пособие, которое назвала «Гномики - словечки». Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, при решении задач индивидуального развития и в самостоятельной деятельности детей по развитию речи, можно рекомендовать родителям.
Работа с этим речевым тренажером, помогает педагогу решать следующие задачи развития связной речи воспитанников :
• составление простого предложения
• расширение глагольного словаря
• расширение словаря прилагательных
• знакомство с предлогами
В пособие входит :
1. 8 картинок с гномами;
2. 8 картинок с колпачками;
3. набор картинок предметов, животных, растений и т. п.
4. фигуры (прямоугольники, обозначающие слово
Маленькие словечки – предлоги можно сравнить с гномиками, поэтому я выбрала несколько предлогов и подобрала к ним гномиков из известной сказки. Каждый гномик имеет свой характер и предлоги тоже. Например:
«В» – Шалун, он все любит прятать; «Под» – Растеряша, все роняет и теряет; «На» – Помощник, все убирает по местам; «Над» – Летучка, все время что то подбрасывает; «С»- Липучка, ко всем липнет и соня; «За» – Трусишка, «У» – Зазнайка, все про всех знает; «К»- Весельчак, любит ходить в гости. Предлоги – гномики не любят, когда их не уважают, не замечают и сливают со словами. Они любят стоять отдельно.
В тренажере слово соотносится с предметной картинкой - ребенок берет ее в руки и строит дорогу для нарисованного на ней предмета. Дорога – это предложение, где для каждого слова есть свое место. Предложение становится зримым, он может его изменить, может анализировать, что предстоит сказать, а это и есть планирование устной речи.
Одновременно идет практическое овладение грамматическими конструкциями, т. е. развивается связная речь. С тренажером можно начинать работать с детьми 2-3 лет. Оно содействует развитию внимания, памяти и связной речи; автоматизации звуков в словах и предложениях; работе над предложением (падежные конструкции, согласование слов в предложение, используя предлоги).
Это предложение придумал Сёмочка (6,5 лет)самостоятельно и предложил мне его прочитать. Прочитайте и вы, уважаемые коллеги.
Также я использую тренажер в электронном виде, что очень удобно в плане подбора картинок и разнообразия заданий. Предлагаю вашему вниманию небольшую ознакомительную презентацию.