Кетько Любовь
Методические рекомендации воспитателя с детьми старшего возраста «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации воспитателя с детьми старшего возраста
Используемые технологии:
-информационно-коммуникативные
-технология формирования творческих способностей
-здоровьесберегающие
-поисково-познавательная
-технология музыкаль
Составитель:
Воспитатель старшей
группы Кетько Л. Т.
Образовательные области (интеграция) : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Цель: Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, к быту и обычаям России.
Задачи:
Публикация «Методические рекомендации воспитателя с детьми старшего возраста „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
• Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного
• Способствовать развитию логического мышления и умения высказать свою мысль
• Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи
• Создать условия для самостоятельной творческой деятельности
• Закреплять умения и навыки, необходимые для выполнения аппликации: умение переносить силуэт по шаблону на заготовку, умение плавно закруглять углы квадрата, умение вырезать силуэт предмета, аккуратно приклеивать его на основу.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие фольклора, продуктивная.
Методические приемы : отгадывание загадок, рассматривание эстетически привлекательных объектов быта, дидактические игры (разрезные картинки, найди пару, аппликация с использованием нетрадиционных материалов (ткань).
Оборудование: мольберт, краски, кисти, изделия народно-прикладного искусства, кукла-Петрушка, коробок, заготовки из ткани для аппликации, разрезные картинки с изображением изделий (гжель, дымка, хохлома, карточки для игры «подбери пару».
Словарь: Петрушка, ярмарка, коробок.
Предварительная работа:
• Рассматривание изделий и иллюстраций с изображением народно-прикладного искусства;
• Расписывание изделий элементами росписи под хохлому, гжель, дымку.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, слышите, кто-то стучится в дверь. Я пойду, посмотрю…
Ребята, да это же Петрушка!
Петрушка: Здравствуйте, дети! Я пришел к вам в гости, чтобы пригласить на ярмарку. А вы знаете, что такое ярмарка? (это шумный большой базар, на котором мастера продают свои изделия)
Воспитатель : Молодцы! Вы знаете, что такое ярмарка! У Петрушки для вас есть сюрприз. Закрывайте глаза и не подглядывайте! Раз, два, три. (тихо звучит музыка).
Петрушка:
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары
И отменные игрушки!
Петрушка: Пойдемте, ребята, по ярмарке погуляем, на людей посмотрим, себя покажем.
Воспитатель : Ой, дети, посмотрите, что это такое стоит? Петрушка, ты не знаешь, чье это? (достает лоток коробейника).
Петрушка: Это, наверное, лоток коробейника.
Дети: А кто он такой?
Петрушка: Это человек, который ходит по ярмарке с лотком и предлагает всем свой товар.
Воспитатель : Ребята, коробейник, наверное, потерял свой товар. Посмотрите, чего только нет в коробке! (вынимает хохломскую посуду, гжельскую, дымковские игрушки, свистульки и т. д.)
Давайте пойдем, погуляем по ярмарке. Может быть, найдем хозяина этого товара. Как ты думаешь, Петрушка? Будь проводником – веди нас.
Петрушка: Пойдемте, ребята. Вот только знаете, я сомневаюсь, хорошо ли вы знаете названия разных промыслов, которые есть в России?
Воспитатель : Они знают! Правда, ребята?
Петрушка: А мы сейчас проверим (подходит к столу, на котором расставлены дымковские игрушки!
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали.
И село большое
(Дымково) назвали.
Воспитатель : Мы подошли к лотку, на котором расставлены игрушки. Чьи они?
Дети: Дымковские!
Воспитатель : Правильно! А как вы узнали? (рассматриваем, из чего сделаны игрушки, кого изображают, как расписаны).
Вечера зимой длинные,
Лепит мастер здесь из глины,
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные:
Кружочки, клеточки, полоски, -
Простой, казалось бы, узор,
А отвести не в силах взор.
Петрушка: А как, по-вашему, веселые эти игрушки или наоборот, грустные? Что, глядя на них, хочется делать? (веселые, танцевать)
Молодцы, ребята, вижу, вы хорошо знакомы с дымковской игрушкой.
Воспитатель : Веди нас, Петрушка, дальше!
Куда же мы попали? (подходит к лотку с гжельской посудой)
Петрушка: Ребята, скажите мне, какие это изделия?
Дети: Гжель!
Воспитатель : Правильно, это изделия гжельских мастеров. Давайте посмотрим на гжельскую посуду. Мастера расписывают свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном одинаковые. Как вы думаете, в чем?
Правильно, в цвете бело-голубом. А еще почти на каждом изделии мы видим цветок. Как он называется? (гжельская роза).
Воспитатель : Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.
Бело-синее чудо,
Соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель!
Петрушка: Молодцы, ребята! Как вы хорошо разбираетесь в русских промыслах! Идемте дальше.
Воспитатель : Ой, что это такое, смотрите, - разбитая посуда. Наверное, свалилась с телеги. Давайте ее соберем, сложим разбитые части в единое целое.
Игра «Собери игрушку» (разрезные картинки).
Петрушка: Какие вы умницы, ребята, из осколков собрали разбитые игрушки. А какие они? (гжельские, дымковские, хохломские)
Воспитатель : Идемте к другому лотку. Посмотрите, и здесь продают посуду, а какую, угадайте? (хохломскую)
Петрушка:
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное.
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Воспитатель : много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название. Какое? (золотая хохлома)
Петрушка: Ребята, а о чем напоминает вам хохлома (о прошедшем солнечном лете)
Воспитатель : Петрушка, а почему ты такой печальный, тебе не понравились ответы ребят?
Петрушка: Нет, дети отвечали хорошо, они отлично разбираются в народных промыслах.
Но вот посмотрите, я на доске повесил образцы изделий – все было аккуратно развешено: гжель с гжелью, хохлома с хохломой, дымка с дымкой… Но кто-то, пока я водил вас по ярмарке, все перепутал.
Воспитатель : Не переживай, Петрушка, ребята тебе помогут! Правда, дети?
Игра «Каждой вещи – свое место».
Петрушка: Ой, какие вы молодцы, ребята, навели порядок!
А у меня для вас есть еще один сюрприз – это мастерская. Давайте побудем немного мастерами и изготовим с вами матрешек. Выбирайте образцы тканей, здесь и гжель, и хохлома, и дымка… (дети под музыку «расписывают» матрешек – аппликация из ткани)
Петрушка:
Мы гуляли целый день,
Целый день гулять не лень.
Много нового узнали,
Мастерами просто стали!
Воспитатель : Петрушка, а что это за мешок, что в нем?
Петрушка: Это подарки для ребят, за их отличные знания!
А теперь мне пора домой. До свидания!
Воспитатель :
Ой, вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные.
Мы писали их, старались,
Подарить вам собирались!
Вот и кончилась игра,
Расставаться нам пора!