Маргарита Тураева
Методические рекомендации по экологической тропе «Наш цветник» детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
В старшем дошкольном возрасте экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
Публикация «Методические рекомендации по экологической тропе „Наш цветник“ детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Прогулка. Наблюдение за цветами
- Старшая группа
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Цветы. Все о цветах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учитывая особенности возраста подготовительной группы, дети становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети проводят большую творческую работу: рисуют плакаты о правилах поведения, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют ухаживать за цветами. Очень важно помнить об интегрированном подходе: наблюдения за объектами организует воспитатель, свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях музыкой, изобразительной, театрализованной деятельностью, в подвижных играх.
Можно выделить следующие функции экологической тропы :
- познавательная,
-оздоровительная,
- развивающая,
-ознакомительная.
Для организации тропы "наш цветник" необходимо:
-обследовать территорию и выделить подходящее место;
-составить карту схемы тропы;
-выбрать вместе с детьми хозяйку тропы;
-описать все виды точек;
-изготовить таблички с рисунками и нахождения точек маршрута.
Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут.
Видовыми точками могут быть растения как специально посаженные педагогами и детьми, так и находящиеся на территории участка: полянки одуванчиков заросли подорожника, цветы мать и мачехи другие виды растений.
Ухаживая за растениями на цветнике дети узнают последовательность их развития,последовательность сельскохозяйственных работ,овладевают рядом практических навыков.
Основными условиями для успешной работы на цветнике являются :
-наличие плана последовательности и времени работы ;
-наличие рабочего инвентаря;
-совместная деятельность взрослого и ребенка.
Совместная деятельность взрослого с ребенком:
-экскурсии,наблюдение за развитием растений.
-различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
-ознакомление с трудом взрослых в природе;
-игры (дидактические,сюжетные,подвижные.)
-чтение художественной литературы;
-беседы на экологические темы;
-опыты;
-рассматривание иллюстраций о природе;
-сбор коллекций,семян;
-работа с моделями;
-создание проблемных ситуаций;
-экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей :
-наблюдения в природе;
-уход за растениями;
-изготовление поделок из природного материала;
-разные виды игр.
Основные виды работ на цветнике :
-обработка почвы ;
-посев семян;
-рыхление и прополка;
-полив и подкормка;
-сбор семян.
Растения для цветника однолетние :бархатцы,астры,петуния,космея, настурция,львиный зев.
Двухлетние:анютины глазки,гвоздика турецкая,незабудка.
Многолетние:флокс,пион,георгин,ирис,люпин.
Для цветника подбираются растения цветущие с ранней весны до поздней осени. Их непрерывное цветение приносит радость,позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. В плане обучения прогнозирования, и наблюдения за погодой,на клумбу высаживаются растения- барометры и растения- часы. Растения барометры: фиалка,календула, одуванчик. Растения "живые часы" :мать и мачеха,ноготки,портулак. Раскрывшиеся ноготки будут показывать на 9 часов утра, а закрывшая цветок мать-и-мачеха-на 17 часов.
Помимо растений, на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых :
- Избушка Айболита (станция «скорой помощи») — место
хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.).
- Площадка для отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изо. деятельностью.
Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными, например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических исследований,экологических праздников,игр, инсценировок с участием "хозяйки тропы" ,эмоционального развития детей, формирования чувства близости природе и сопереживания всему живому.
.