МААМ-картинки

Методические рекомендации для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Знакомим с цветом»

Васильева Марина Владимировна
Методические рекомендации для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Знакомим с цветом»
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактическое пособие для занятий с детьми

среднего и старшего дошкольного возраста

«ЗНАКОМИМ С ЦВЕТОМ»

МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» город Смоленск

Воспитатель высшей категории Васильева Марина Владимировна

Актуальность: Цветоведение – именно то, что даёт неограниченные возможности, как для подражания, так и для экспериментирования. Создание развивающей предметно-пространственной среды, методической работы с учётом планирования и разработка программы мониторинга на разных ступенях развития творческих способностей по цветоведению. Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт. С давних времен люди придавали цвету особое значение. Считалось, что он обладает магической силой, поскольку каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают.

Публикация «Методические рекомендации для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста „Знакомим с цветом“» размещена в разделах

В нашей стране проблеме восприятия детьми цвета большое внимание уделяли такие известные педагоги и психологи, как Л. А. Венгер, И. Д. Венев, Г. Г. Григорьев, З. М. Истомина, В. С. Мухина, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина, А. М. Фонарев и другие. Они пришли к выводу, что использование на занятиях изобразительного искусства цветовых и «сенсорных эталонов» имеет огромное значение не только для развития цвет различительных, но и для формирования абстрактно – образного мышления.

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей через расширение их знаний о цвете.

Задачи:

изучить цветовые эталоны на примере цветового круга;

познакомить детей со свойствами и особенностями цвета;

закрепление классификаций цветов и оттенков;

активизировать словарный запас названиями цветов и оттенков;

воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета.

Дидактический материал: демонстрационные карточки с изображение бабочек, цветов и кругов, знакомящие детей с основными и составными цветами; с оттенками, полученными путем осветления и затемнения цвета; с цветовой гаммой и цветовым контрастом.

Использование дидактического материала: Использование карточек помогает воспитателю познакомить детей с преобразованием основных цветов в другие цвета и многообразие оттенков, законами контраста цветов, цветовой гаммой. Карточки помогают детям в самостоятельном экспериментировании с красками – «Смешай цвета» или «Получи похожий».

Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми дошкольного возраста.

До четырёх лет цвет для ребёнка не играет существенной роли в рисовании. Он пользуется лишь одним оттенком какого-либо цвета. Всё, что определяется как зелёное он рисует только ярко-зелёной краской, синее – ярко-синей, всё жёлтое – жёлтой, даже, если в наборе красок имеются и другие оттенки этих цветов.

Но уже к четырём-пяти годам у детей ярко проявляется способность к цветоощущению, зрительный анализатор сформирован достаточно хорошо. Дети этого возраста способны различать разнообразные цвета и их оттенки, осознанно использовать цвет в своих работах. У них появляются такие вопросы: “Как можно выделить зелёное дерево на зелёном лугу? Зелёную гусеницу на зелёном листочке? Белого зайку на белоснежном сугробе?” Вот тут необходима помощь взрослых.

Основные цвета: желтый, красный и синий.

В традиционной цветовой теории именно эти три цвета не могут быть получены комбинацией других цветов. Все остальные цвета получаются именно путем смешения этих.

Основы цветовой грамоты

Говоря об объективно существующих цветах, необходимо знать их характеристики, а также особенности воздействия на человека.

Цвет может иметь коммуникативное значение, которое предполагает различение, выделение, объединение объектов; символическое, указывающее на явление, предмет или сущность и выразительное (экспрессия, передающее определенное чувство и вызывающее соответствующие эмоции (триединство цвета).

Цвет на изображение накладывается естественно, поэтому такие выразительные характеристики, как теплый (красный, холодный (голубой, близкий (желтый, далекий (синий, легкий (белый, тяжелый (черный, со временем приобретают устойчивое значение ассоциаций.

Цветовые коммуникативные (связующие) обозначения являются, по существу, вспомогательными операциями, помогающими восприятию основного содержания.

Составные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый.

Эти цвета получаются путем попарного смешения основных цветов.

Производные цвета: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Эти цвета образуются путем смешения основного и рядом стоящего дополнительного цветов. Как раз эта палитра в основном и применяется при подборе цветов.

Различительная — первичная функция цвета. Ее могут выполнять не только отдельный цвет и его оттенки, но и определенное сочетание цветов — гамма, отличная от цветовой гаммы объектов другого характера. Например, по цвету различают отдельные предметы или группы предметов: овощи и фрукты, предметы одежды и т. д.

Выделительная функция означает не только факт отличия предметов по цвету, но и особый его характер, учитывающий цветовые взаимоотношения с окружающими предметами или цветовой средой. При сравнении объектов цвета наблюдается противопоставление одних цветов другим (контраст цветов).

Все существующие цвета в природе принято делить на две группы: хроматические (цветные, окрашенные) — все цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) и оттенки спектра; и ахроматические (бесцветные) — белый, черный и все переходы серого.

Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты, т. е. могут быть светлее или темнее.

Хроматические цвета имеют три основных свойства: цветовой тон, светлоту и насыщенность.

Цветовой тон — основная характеристика цвета, термин для обозначения оттенка цвета (красный, зеленый, желто-зеленый). Существует множество цветовых тонов, значительно больше, чем придумано для них названий. Развитый человеческий глаз способен различать до 360 оттенков цвета.

Светлота (тон, светосила цвета) — это большая или меньшая близость к белому цвету. Чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет.

Темные цвета получают в результате смешения с черной краской, а светлые — с белой или разбавлением водой.

Светлота — качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Любой хроматический цвет по светлоте может быть сопоставлен с ахроматическим цветом.

Необходимо различать понятия «тон» и «цвет». Говоря о цвете, мы имеем в виду многоцветность окраски. Тон — это, во-первых, художественный строй произведения, его колорит (употребляется для характеристики художественных произведений). Например, можно сказать: коричневый тон картины. Во-вторых, он может определять светлотные отношения в произведении. В этом случае употребляется также термин «светлота» или «светосила».

Насыщенность (интенсивность цвета, цветосила) — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте серого цвета.

Цвет наибольшей насыщенности — это чистый цвет, т. е. цвет без примеси других цветов. Насыщенность цвета можно уменьшить, добавив к нему белый или черный цвет. При добавлении белого цвета получают разбеленные (пастельные)цвета.

В группе хроматических цветов различают теплые и холодные цвета. Деление это условное. Теплые цвета связываются с представлением об огне, солнечном свете — это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов, а холодные — с представлением о воде, снеге и т. п. — это синий, голубой, сине-зеленый, сине-фиолетовый и все цвета, полученные от смешения с ними. Зеленый цвет считается нейтральным, со всеми оттенками он наиболее благоприятен для зрения человека.

Все теплые цвета спектра обладают свойством выступать, т. е. зрительно приближаться, а холодные — отступать, т. е. зрительно удаляться. Самый холодный цвет — сине-зеленый, самый теплый — оранжевый.

Теплые цвета еще называют активными, а холодные — пассивными.

Деление на теплые и холодные цвета в основном относится к чистым цветам, так как в пределах каждого цвета бывают более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым — если с желтоватым. Зелено-желтый — теплый, зелено-синий — холодный и т. д. К тому же цвет зависит и от окружения, т. е. от того, что находится рядом. Особенно это относится к зеленому цвету: рядом с теплым (желтым) он холоднее и, наоборот, рядом с холодным (синим) — теплее. Красный теплее по сравнению с фиолетовым, но холоднее по сравнению с оранжевым. На этом свойстве основано усиление сочетания цветов: так, оранжевый рядом с синим кажется еще ярче, теплее, а синий — холоднее.

Любой цвет в окружении более светлых цветов кажется темнее, а в окружении более темных — светлее. Это явление называется светлотным контрастом. Примером является различие в восприятии одного и того же квадрата серого цвета на черном и белом фоне: на светлом фоне цвет фигуры кажется более темным, а на темном — более светлым.

Различные цвета вызывают у человека неодинаковое настроение: светлые — лирическое, яркие — приподнятое, темные и тусклые — угнетенное, а пестрота и дисгармония красок раздражают.

Гармония в цвете — это согласованность, равновесие цветовых пятен. Гармоничность сочетаний часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в сопоставлении близких цветов, воспринимающихся как оттенки одного цвета.

Цвета зелено-голубые, зелено-желтые различных оттенков считаются наиболее благоприятными для зрения, успокаивающими.

Восприятие цвета зависит и от освещения. Свет и цвет неразделимы. Без света нет и цвета. Цвет есть ощущение, вызываемое светом. Благодаря свету человек различает форму и цвет предметов.

Цветовой контраст проявляется в следующем: белый, серый и черный цвета в окружении хроматических приобретают дополнительный оттенок цвета. Например, три серых квадрата одинаковы, но на синем фоне они приобретают оранжевый оттенок, на желтом — сиреневый, на зеленом — розовый.

Цветовой контраст проявляется и по отношению к холодным и теплым цветам. Например, серый фон для красной фигуры покажется холодным, а для синей и зеленой — теплым.

Под цветовым контрастом понимают любую противоположность цветов: различие по цветовому тону, насыщенности и светлоте, т. е. контраст в широком понимании. Контрасты цветов могут быть сильными (прямыми, средними и слабыми (обратными).

Сильные цветовые контрасты производят резкое впечатление. Например, это контраст черного и белого, желтого и синего, красного и зеленого, оранжевого и зеленого. Различие в насыщенности усиливает контраст.

Слабые цветовые контрасты придают композиции мягкость и нежность. Это сочетание серого и черного, красного и фиолетового, желтого и оранжевого, оранжевого и малинового и т. п.

Средние контрасты наиболее уравновешенны и изысканны. Например, красный и синевато-фиолетовый, красный и серовато-коричневый, оранжевый и фиолетово-сиреневый.

Кроме сильных, средних и слабых контрастов, которые построены на подчеркивании одного цвета другим, большое значение имеют контрасты между холодными и теплыми цветами. Даже легкое контрастирование активизирует эти цвета, делает их звучание богаче и ярче.

Интересно влияние контура на цветовой контраст. Если обвести границы контрастирующих цветов контуром черного цвета, то впечатление контраста усиливается. Это придает орнаменту большую выразительность и увеличивает общее эстетическое впечатление, так как усиливает звучание хроматических цветов.

Публикации по теме:

Игровое пособие для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Календарь погоды»Игровое пособие для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Календарь погоды» Важной задачей в работе с детьми с нарушениями речи является формирование представлений об окружающем мире. Из-за нарушений пространственной.

Мастер-класс «Анатомический фартук» для валеологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Анатомический фартук» для валеологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста» Мастер-класс "Анатомический фартук" Всем желаю здоровья! Приоритетным направлением моей работы является воспитание привычки к ЗОЖ посредством.

Методические рекомендации для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природными сообществами» Уважаемые коллеги, представляю вам материал по экологии для детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь что мои материал станет интересным.

Методические рекомендации для занятий по эстрадному вокалу Методические рекомендации для занятий эстрадным вокалом по подготовке голосового и артикуляционного аппарата. С развитием вокального искусства.

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития Предисловие. Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно,.

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» Идея патриотизма во все времена занимала особое место, но особенно актуальной проблема патриотического воспитания стала сегодня. Существенные.

Методические рекомендации по созданию и использованию презентаций по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации по созданию и использованию мультимедийных презентаций для формирования монологической речи у детей старшего дошкольного.

Методические рекомендации для воспитателей: «Метод психодрамы в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вам материал по психологии для детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь что мои материал станет интересным.

Методические рекомендации «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Методические рекомендации «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» Методические рекомендации. «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста». Трудовое воспитание-это совместная деятельность воспитателя.

Методические технологии креативного рисования с детьми старшего дошкольного возрастаМетодические технологии креативного рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Кляксография». В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Знакомим с цветом»
Опубликовано: 21 апреля 2019 в 18:42
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Знакомим с цветом»» (включая файлы) размещена пользователем Васильева Марина Владимировна (УИ 1253847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД