Юлия Маханькова
Методические рекомендации по организации взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Современная семья является важнейшим институтом социализации личности, субъектом исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. В Конвенции о правах ребенка, в Конституции Российской Федерации, в Законе Об образовании и в ряде других нормативных актов, за родителями закреплено первоочередное право на воспитание своих детей.
Темочки:
В соответствии со статьей 44 Закона Об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 №273-ФЗ, за родителями (законными представителями) закреплены права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В соответствии с указанной статьей, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, а также обеспечить получение им общего образования. В свою очередь, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Основные подходы, принципы и содержание указанной работы конкретизированы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155). В соответствии с документом, перед 4 дошкольной образовательной организацией стоят задачи педагогической поддержки семьи в вопросах всестороннего развития, охраны физического и психического здоровья детей, повышения родительской компетентности.
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей : основные понятия. Современное законодательство закрепляет ответственность за жизнь, воспитание и образование ребенка за родителями (законными представителями). Перед образовательной организацией, в свою очередь, ставятся задачи педагогической поддержки семьи в вопросах всестороннего развития, охраны физического и психического здоровья детей, повышения родительской компетентности. В соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта, дошкольная образовательная организация призвана : обеспечить психолого-педагогическую поддержки семьи; содействовать повышению компетентности родителей; помочь семье в воспитании и образовании ребенка; создать условия для участия родителей в образовательной деятельности ДОО. Рассматривая ФГОС дошкольного образования как основу оказания адресной помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, следует подчеркнуть, что вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации является одним из основных условий эффективности сотрудничества семьи и педагога в становлении гармоничной личности дошкольника, а субъектная позиция родителей способствует созданию оптимальной социальной ситуации развития детей. Субъектную позицию родителей следует понимать, как целостную характеристику их активной жизненной позиции по отношению к процессу становления личности ребенка и степени участия в данном процессе: а) семьи; б) специалистов дошкольной образовательной организации.
Что касается определения субъектной позиции самих педагогов ДОО, мы трактуем ее как готовность специалистов к равноправному сотрудничеству с родителями, основанному на адресной психолого-педагогической поддержке, сопровождении семейного воспитания в вопросах развития личности, охраны физического и психического здоровья, поддержки интересов и способностей детей, на протяжении всего периода дошкольного детства. Дошкольник как субъект образовательного процесса является центральным его звеном, а его активная жизненная позиция проявляется в ходе взаимодействия с родителями, педагогами и сверстниками через удовлетворение основной своей потребности - потребности в общении. Данная потребность выражается, прежде всего, как потребность в любви и внимании и как познавательная активность ребенка. Таким образом, задача педагога дошкольной образовательной организации – обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, выстроить отношения взаимного доверия и сотрудничества, необходимые для становления гармоничной личности дошкольника, обеспечения его всестороннего развития и социализации, воспитания здорового и счастливого ребенка. Отметим, что в нормативно-правовых и методических документах, современных программах дошкольного образования, в соответствующих разделах, можно встретить понятия «взаимодействие», «сотрудничество» и «партнерство». Следует понимать и различать их специфику и содержательные аспекты.
Партнерство – форма организации деятельности сторон, созданная на основе взаимных договоренностей, включающих права, обязанности, ответственность. Данное определение прекрасно характеризует суть понятия применительно к рассматриваемому направлению. В соответствии с данной трактовкой, цель партнерских отношений: определение прав и обязанностей педагогов и родителей в совместном 9 решении задач всестороннего развития детей в условиях семьи и дошкольной образовательной организации. Конкретизируем данную цель в задачах:
1. Познакомить родителей с основными законодательными актами в области семейного воспитания, системы образования (Закон Об образовании, Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка и другие).
2. Определить и закрепить права и обязанности педагогов и родителей по воспитанию, развитию и образованию дошкольников на период посещения дошкольной организации. Сотрудничество, согласно общепринятому определению, это комплекс взаимовыгодных отношений нескольких субъектов. Педагог нацелен на решение задач образовательной программы, удовлетворение социального запроса на образовательные услуги, обеспечение своих профессиональных потребностей. Родитель стремится обеспечить своему ребенку возможность для гармоничного всестороннего развития, повысить свой воспитательный потенциал и педагогическую компетентность.
Ребенок дошкольного возраста, взаимодействуя с родителем, педагогом, сверстниками, удовлетворяет свои потребности: физиологические, эмоционально-коммуникативные, духовные, познавательные и другие. Таким образом, сотрудничество в контексте нашей темы мы определим, как систему взаимоотношений педагога и семьи, представленную целями, задачами, формами и методами работы. Соответственно, цель сотрудничества - определение задач и направлений совместной деятельности, определение форм и методов их реализации.
Задачи: 1. Изучить представления родителей о задачах и содержании воспитания и образования детей дошкольного возраста».
2. Определить задачи совместной работы педагогов и родителей по реализации основных направлений развития и образования дошкольников.
3. Определить направления и формы реализации поставленных задач.
4. Определить формы определения и представления промежуточных и итоговых результатов совместной работы. Взаимодействие, согласно общепринятому определению, понимается как непосредственная или опосредованная связь нескольких объектов в некий вид целостности, зачастую совершенно нового вида. Являясь универсальной формой движения, взаимодействие определяет существование и структурную организацию любой системы. Это, на первый взгляд, философское определение как нельзя лучше раскрывает сущность рассматриваемой нами проблемы: взаимосвязь общественного и семейного воспитания осуществляется как непосредственно, в ходе повседневного общения, так и опосредованно, через различные источники информирования: сайт образовательной организации, наглядные формы, тематическая справочная литература, предлагаемая семье педагогом для ознакомления и другие. Новый вид целостности тоже имеет место быть – ребенок воспитывался в семье, а с момента поступления в группу, стал вместе со своими родителями участником новой системы под названием «детский сад и семья». И, наконец, понимая «взаимодействие» как движение вперед, мы можем и должны определить форму существования и структуру данного процесса.
Взаимодействие всегда характеризуется согласованностью и слаженностью действий. Исходя из вышесказанного, взаимодействие мы будем понимать как целостную систему «семья – ребенок – педагог», в которой каждый участник является равноправным субъектом общения. Целью взаимодействия является выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений в системе «семья – ребенок – педагог».
Задачи:
1. Построить комплексную систему взаимодействия на основе поставленных целей, задач, направлений, в соответствии со спецификой группы, особенностями контингента детей.
2. Создать условия для повышения воспитательного потенциала семьи, повышения родительской компетентности в вопросах развития детей дошкольного возраста, охраны укрепления их здоровья. Говоря о взаимодействии как деятельностной составляющей рассматриваемого процесса, целесообразно рассмотреть категорию «педагогическое взаимодействие» – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между субъектами педагогического процесса, порождаемый целями, задачами и содержанием их совместной деятельности. Данный процесс имеет две стороны: 1) функционально-ролевая, - участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны четко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребенка; 2) личностная, - педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга.
Педагог должен иметь четкую установку на то, что каждая семья уникальна, самоценна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога, как личность со своими интересами, особенностями. Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.
На основе вышеизложенного определим принципы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников: Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника Принцип 3. Открытость педагога к семье Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок.