Анна Лаврова
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста
Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов, в том числе и от воспитателей, поиска новых форм и методов образования. В связи со сложившейся сложной эпидемиологической ситуацией в стране в дошкольное образование пришли формы дистанционного обучения. Рассмотрим данное понятие.
Публикация «Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Дистанционное обучение (ДО) – это взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Воспитатель несет ответственность за качество обучения дошкольников. В связи с этим ему необходимо быть хорошо методически и содержательно подготовленным к образовательному процессу. Возрастают требования к его информационной компетенции педагога. Он должен уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, владеть дистанционными методиками преподавания и знать особенности построения образовательного процесса в виртуальной среде.
Можно выделить два вида режима дистанционного обучения :
• Offline – место и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
• Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и воспитатель находится у автоматизированного рабочего места (компьютера, телефона, планшета).
Дистанционное занятие в режиме offline может выкладываться, например, в специальный раздел сайта детского сада или методическую копилку детского сада (электронный ресурс). Родитель (законный представитель) воспитанника может самостоятельно воспользоваться им в любое удобное для себя время.
Дистанционное занятие в режиме online проводится в определенное, согласованное с аудиторией время.
Для проведения воспитателем дистанционного занятия в любом из режимов необходимо:
- выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка. Это можно сделать за счёт учета уровня развития ребенка и вида представления материала и согласовать его с родителями (законными представителями);
- разработать конспекты занятий и подготовить демонстрационный и раздаточный материал к занятиям;
- учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста, ограничивая количество времени, проводимого за компьютером;
- продумать включение родителей в процесс обучения ребенка.
При разработке конспектов занятий следует учитывать следующие сложности:
- сложность оказания эмоционально-волевого влияния на воспитанников;
- сложность в умении определить эмоциональное состояние ребенка по его внешнему виду, жестам, мимике, зрительного контакта с собеседником через веб-камеру;
- сложность в описании словами запахов, вкуса и т. д.
При дистанционном обучении воспитатель может столкнуться с трудностями психологического порядка:
- неумение вести себя перед камерой;
- установление межличностных контактов между участниками педагогического процесса;
- создание благоприятного психологического климата;
- соблюдение норм и правил телекоммуникационного этикета.
Трудности, возникающие у воспитанников:
- психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде;
- изолированность от сверстников;
- затруднения в получении обратной связи от собеседника;
- трудности понимания материала (в особенности, если это Offline- занятие).
Организация воспитателем дистанционного обучения строится следующим образом:
I. Разработка конспекта.
Дистанционное занятие несколько отличается от обычного рядового занятия, т. к. подача информации идет не на прямую, а через экран монитора и ребенок изолирован от педагога.
В целом подготовка к занятию похожа на подготовку к занятию в очной форме обучения. Рассмотрим алгоритм.
Алгоритм разработки конспекта к дистанционному занятию :
1. Определение темы дистанционного занятия.
2. Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях и т. д.).
3. Постановка цели занятия.
4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.
5. Определение длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся.
II. Выбор наиболее удобного способа доставки учебного материала (раздаточного) ребенку.
С родителями (законными представителями) обговаривается заранее каким образом им будет доставляться учебный материал к данному занятию.
Можно рассмотреть следующие варианты:
1. Скачивание из личного кабинета или из методической копилки детского сада, рассылка на почту родителям файла и распечатка или создание его самостоятельно заказчиком.
2. Самовывоз - родитель приезжает в ДОУ и берет на временное пользование готовый вариант учебного материала.
III. Подготовка методических рекомендаций для родителей (законных представителей) воспитанников к занятию.
Воспитатель разрабатывает методические рекомендации для родителей (законных представителей) к каждому занятию.
Методические рекомендации делятся на два типа :
1. Индивидуальные - в рекомендациях педагог прописывает в чем необходимо поупражнять или какие знания и навыки необходимо закрепить конкретному ребенку для проведения следующего занятия, и высылает их в личный кабинет заказчика.
2. Общие – рекомендации по предварительной работе к следующему занятию для всех детей. Размещаются в методической копилке детского сада вместе с конспектом и дистанционным занятием в режиме offline.
После проведения дистанционного занятия педагог анализирует удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны обучающихся, родителей (законных представителей, так и самого педагога.
Рекомендации для проведения занятий дистанционного обучения в режиме реального времени
Для достижения лучшего результата по дистанционному обучению в режиме Online, стоит придерживаться нескольких практических советов:
1. Необходимо установить личный контакт с ребенком (улыбаться, обращаться по имени).
2. Нужно использовать в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе.
3. Одежда должна быть спокойных тонов, чтобы не отвлекать внимание ребенка.
4. Нужно говорить громко и четко, внятно произносить слова, но не кричать.
5. В случае потери интереса нужно держать рядом какую-либо игрушку и т. п., чтобы привлечь внимание ребенка.