Анна Ильясова
Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО не только информирует родителей о времяпрепровождении ребенка в детском саду, но также стремится вывести родителей воспитанников на новый уровень позиции осознанного родительства. Несмотря на то, что практика дошкольного образования в России имеет большой арсенал различных форм работы с родителями, педагоги продолжают сталкиваться со многими трудностями.
Публикация «Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
В реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей, на наш взгляд, по-прежнему существует определенная дисгармония, которая подтверждается следующими фактами:
1. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием»
2. Подорвано доверие к воспитателю: родители не удовлетворены тем, как образовывают и воспитывают в детском саду, придерживаются устойчивой позиции стороннего или критичного наблюдателя.
3. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, а, скорее, оппонентами, не всегда понимающими друг друга. Например, воспитатели пытаются подвести родителей к пониманию важности познавательной деятельности ребенка в детском саду, а родительский интерес сводится к элементарным потребностям: «Ты поел? Что поел?».
4. Если каким-либо образом родители и участвуют в мероприятиях ДОУ, то инициатива все равно исходит обычно от сотрудников детского сада. Родителей приходится убеждать, уговаривать
Анализ как традиционных, так и новых практик, современной научно-практической и методической литературы, наш собственный опыт в направлении работы с родителями показал, что наиболее действенными являются активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс, которые предполагают не пассивно-зрительское, а непосредственное деятельностное участие их в образовательных событиях
В настоящее время ученые, исследователи в сфере дошкольного образования и воспитания (Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова и др.) ставят перед педагогами ДОО следующие задачи:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
2) в основе работы с родителями должны лежать такие процессы, как «сотрудничество» и «взаимодействие», тем самым родители принимают не только большее участие в жизни ДОО, но и начинают осознавать некоторые нюансы работы педагогов.
Поскольку многие ДОО приобретают финансово-хозяйственную независимость, переходя на самобаланс, приобретают статус автономности, взят курс на предоставление дополнительных образовательных услуг, что влияет рейтинг, популярность ДОО в социуме. Определить стратегию дальнейшего развития ДОУ без правильно выстроенных взаимоотношений с родителями воспитанников будет значительно труднее.
Для выстраивания партнерских отношений с родителями воспитанников важно применять новые формы и условия взаимодействия :
• ДОО должна реализовать свою деятельность как открытая система;
• в ДОО должны быть комфортный психологический климат, где присутствует эмоциональная взаимоподдержка;
• должны быть единые принципы воспитания в ДОО и семье, однако, главная роль принадлежит родителям.
Соблюдение обозначенных выше условий и форм направлено на формирование дружеского сообщества педагогов, детей и их родителей, которое предполагает активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Проведя анкетирование среди родителей, чьи дети посещают МАДОУ «Детский сад № 70» «Солнечный город», МКДОУ «Детский сад №6 «Остров детства», МКДОУ «Детский сад №458, мы пришли к выводу, что большинство родителей нуждаются в психолого-педагогических знаниях и хотели бы повысить свою компетентность.
95% родителей испытывают трудности в воспитании ребенка, а к основным причинам относят: недостаток терпения, такта; незнание методов воспитания и обучения ребенка и его возрастных особенностей. Чаще всего родители сами читают психологическую литературу, слушают лекции, но поиски ответов занимают долгое время. Также родители хотели бы получать полную информацию о ребенке, его пребывании и деятельности в детском саду; своевременные советы психолога.
Таким образом, обозначенные проблемы дают возможность обозначить ориентиры взаимодействия ДОО и семьи :
• активное включение родителей в жизнь ДОО;
• повышение педагогической грамотности родителей и как следствие гармонизация детско-родительских взаимоотношений.
Для выполнения обозначенных задач важно применять подходящие пути, современные формы взаимодействия педагогов и родителей детей, например, родительские и семейные клубы, детско-родительские проекты, семейные гостиные, семейные экскурсии, совместные праздники и многое другое.
Так, проведение праздников в детском саду значительно интереснее, когда родители не просто зрители, а активные участники.
Родительский клуб создан с учетом интересов детей и взрослых. Как правило, тематика встреч родительского клуба составляется заблаговременно, чтобы родители могли сориентироваться в проблемных вопросах воспитания и развития ребёнка, запланировать посещение встречи, где смогут свободно пообщаться с педагогами.
Тематика интересна родителям, независимо от возраста детей. Например, «Какой я родитель», «Капризы детей», «Личностное развитие старших дошкольников», «Подготовка в школе», «Проектная деятельность» и др.
В работе родительского клуба участвуют старший воспитатель, психолог, педагог дополнительного образования, логопед, музыкальный руководитель, педагоги.
В рамках родительского клуба проводятся творческие мастерские по тематике, которая интересна родителям всех возрастных групп. Это в большинстве случаев изобразительная деятельность, ручные умения, народное творчество.
Подобные формы работы способствуют улучшению взаимоотношений не только родителей с педагогами, ну и родителей с их детьми. Родители, также как и педагоги, ответственны за образование и воспитание детей в ДОО, что приводит к формированию целостного образовательного пространства для ребенка.