надежда пермякова
Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ нацелен, прежде всего, на развитие личности и социализацию ребенка в общество. Поэтому обучение и воспитание детей с ОВЗ должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, а в воспитатель-ном процессе занятие, то необходимо знать, прежде всего, структуру уро-ка (занятия, принципы построения, типологию и критерии оценивания в рамках системно-деятельностного подхода; уметь организовать деятельность детей посредством применения инновационных технологий и создание условий для самостоятельного познания; обеспечить активную деятельность детей через разнообразие форм, методов и приёмов работы.
Публикация «Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Учитывая это, рекомендуется:
1. Обеспечить реализацию системно - деятельностного подхода в практическом преподавании посредством системы дидактических принципов:
- принцип деятельности;
- принцип непрерывности;
- принцип целостности;
- принцип минимакса;
- принцип психологической комфортности;
- принцип вариативности;
- принцип творчества.
2. Уроки и занятия деятельностной направленности по целеполаганию представляется распределить на четыре группы:
- уроки (занятия) «открытия» нового знания;
- уроки (занятия) рефлексии;
- уроки (занятия) общеметодологической направленности;
- уроки (занятия) развивающего контроля.
3. При осуществлении системно- деятельностного подхода в образовании во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов, что требует от педагога организации следующих условий:
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
- обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
- организация форм совместной учебной деятельности, учебного со-трудничества
4. Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя (воспитателя) к ученику (воспитаннику).
- Учитель (воспитатель) систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся.
- Учитель (воспитатель) владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель (воспитатель) эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке (занятии) задаются задачи и четкие критерии само-контроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Педагог добивается осмысления учебного материала всеми учащимися (воспитанниками, используя для этого специальные приемы.
- Учитель (воспитатель) стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель (воспитатель) специально планирует коммуникативные за-дачи урока.
- Учитель (воспитатель) принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учи-тель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)
5. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной ра-боты, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- использовать дифференцированные задания (на различных этапах урока (занятия) в зависимости от его целей и задач).
- включать в образовательный процесс ИКТ, АМО;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и
содержательной характеристикой.