Татьяна Захарова
Организация образовательной деятельности в детском саду на основе системно-деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательной деятельности в детском саду, через системно – деятельностный подход.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоение универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.
Публикация «Организация образовательной деятельности в детском саду на основе системно-деятельностного подхода» размещена в разделах
Системный подход – это подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.
Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.
А также реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Для этого в учреждении должны проводиться беседы, консультации, тематические родительские собрания, родительские конференции, педагогические гостиные, тренинговые занятия, детско-родительские проекты, твоческие конкурсы.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.
Работая по теме самообразования «Формирование и развитие связной речи детей через игровые ситуации», я использую ряд дидактических принципов, которые лежат в основе системно-деятельностного подхода :
Принцип целостности, принцип вариативности, принцип деятельности, принцип минимакса, принцип творчества, принцип психологической комфортности, принцип непрерывности.
А также я использую системно-деятельностный подход в организации воспитательно-образовательного процесса, который предполагает использовать различные формы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность.
Я проводила в своём дошкольном учреждении образовательную ситуацию «Джонни – пончик». Данная образовательная ситуация включает в себя различные виды деятельности : познавательно – исследовательскую, коммуникативную, изобразительную, двигательную, музыкально – художественную.
Также образовательная ситуация включает в себя интеграцию образовательных областей.
Дети познакомились с английской народной сказкой «Джонни – пончик», сравнили её с уже известной русской народной сказкой «Колобок», что относится к познавательному развитию. Физическому развитию детей способствовала динамическая пауза, где дети выполняли движения в соответствии с текстом. Во время поискового этапа дети решили изменить конец сказки и спасти главного героя, замаскировать его, здесь присутствует социально – коммуникативное развитие. Ответы на вопросы и обогащение словарного запаса детей, такими словами как «маскировка», «замаскированный», включает в себя речевое развитие. Далее дети дополняли рисунок, изменяя внешность колобка, совершенствовали умение рисовать фломастерами, под музыкальное сопровождение, что соответствует художественно – эстетическому развитию.
При моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода в моей работе принимали участие педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Системно-деятельностный подход, реализовавшийся в практике моей работы, дал возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включились в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходило открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивировалось игровой развивающей ситуацией, предложенной мною, которая позволяла им определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично выстроенная предметно-пространственная среда способствовала становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждало инициативу, мотивировало к деятельности, дало возможность каждому ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.
Понятие системно-деятельностного подхода в обучении не является новым, еще Д. Б. Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через «ворота детской игры».
Суть системно-действенного подхода в образовании :
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай мне сделать самому - и я пойму».
Одним из необходимых условий успешного использования технологии системно- деятельного подхода является реализация принципа непрерывности.
Основные этапы технологии :
1 Введение в игровую ситуацию.
2. Мотивационная игра:
3. Затруднение в игровой ситуации:
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации:
5. Самостоятельное применение “нового” в других игровых ситуациях:
7. Итог занятия.
6. Повторение и развивающие задания.
Данная технология создаё т:
- положительную мотивацию к учебной деятельности;
-эмоциональную направленность на коллективное взаимодействие в условиях
игровой ситуации;
тренирует:
-способности к самоопределению, самореализации, целеполаганию,
самооценке,
--способность к согласованию в общении;
-способность к познанию мира в условиях жизнедеятельности;
-задатки к мыслительной деятельности;
Это является гарантом реализации на дошкольной ступени социального заказа,
сформулированного в 14 статье “Закона об образовании РФ”.
Использованная литература
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (от 17 октября 2013)
2. «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования (разработана на основе и в соответствии с ФГОС ДО) С – П 2014
3. Асмолов А. Г. Системно – деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика М. : 2009.