Светлана Чулкова
Методы поискового характера при организации НОД с применением деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий.
Поэтому от педагогов требуется поиск методов, приёмов, педагогических технологий, которые активизируют деятельность ребёнка, развивают личность ребёнка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОО.
Публикация «Методы поискового характера при организации НОД с применением деятельностного подхода» размещена в разделах
Интеллектуальное развитие, его познавательная активность, именно она признаётся основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.
Одна из такой деятельности – поисковая, т. е. совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе познавательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания.
Занятия являются главной формой образовательного процесса, поскольку именно они и определяют систему знаний. Планируя образовательную деятельность, каждый педагог ставит цели, задачи, определяет, зачем и почему он планирует те или иные методы.
-Какие же методы для поисковой деятельности используются в нашем детском саду при проведении НОД по познавательному развитию.
Вопросы поискового характера. Я задаю детям такие вопросы как: Почему? Зачем? Для чего это нужно? Как вы думаете? Что вы можете мне предложить?. Эти вопросы развивают познавательный интерес и речевую активность детей.
Познавательные задачи требуют от детей усилия мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. (Например, во время прогулки предлагаю детям решить задачу: «Почему на земле лужи?», «Почему растения весной быстро растут?»).
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты.
Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
• Магнит притягивает и двигает металлические предметы.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах нашего детского сада подобраны места для оборудования «Центра науки и природы», а также уголка экспериментирования «Я – исследователь», которые постоянно пополняются новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Для непосредственного восприятия жизненных явлений, наблюдения их провожу экскурсии и наблюдения. В основном используется фронтальная форма организации детей. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, помогаю им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности). Использование сравнений повышает интерес и наблюдательность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. На экскурсиях детей знакомлю не только с природой, но и с трудовой деятельностью человека.
Для уточнения и закрепления знаний, для отработки познавательных навыков и умений провожу НОД в форме «КВН», «Викторины». Эти игры развивают познавательный интерес к различным областям знаний, формируют навыки сотрудничества. Использую подгрупповую форму организации.
Одной из новой и нетрадиционной формой проведения НОД стала работа в Центрах активности, она предполагает участие работы в небольших подгруппах, парах. Вначале детям даю новый материал или систематизирую уже известный. Например, тема «Листопад», где закрепляю знания детей о деревьях, листьях (форма, цвет, размер). После чего детям предлагаю задания в центрах:
- «Изодеятельности» : с помощью трафаретов нарисовать листья деревьев, можно их раскрасить или вырезать для аппликации. С помощью смешивания красной и жёлтой краски получить новый цвет и использовать его при рисовании.
-В «Игровом центре», где предлагаю детям развивающие игры и упражнения: пазлы «Сложи целое», Д. и «Детки на ветке».
- В центре «Природы и науки» рассматривали гербарий из листьев.
Дети могли сделать поделки из природного материала в центре «Конструирования»
- В литературном центре «Хочу всё знать» дети рассматривают картины, иллюстрации, альбомы, находят полезную информацию в энциклопедиях.
По плану нашего детского сада прошла тематическая неделя «Моё здоровье». Всю неделю мы работали в «центрах активности» : рассматривали нашу кожу под лупой, выбирали полезные продукты, витамины. В физкультурном центре выполняли полезные для здоровья упражнения, рисовали пальчиковыми красками, проводили опыты с грязной и чистой водой.
Детям предлагается на выбор 2-3 центра, куда бы они хотели пойти. Эта форма предусматривает наличие ассистента (мл. воспитателя, родителей).
Таким образом, систематические занятия по познавательному развитию являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.