Приложение МААМ

Доклад «Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе» (1 фото)

Жанна Голоднова
Доклад «Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.

Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника, а системно - деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Публикация «Доклад „Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе“» размещена в разделах

Итак, золотые правила системно-деятельностного подхода, которые актуальны и в проектной деятельности :

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• Учи анализировать каждый этап работы;

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.

Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанники получают не готовое знания, а добывают их сами в процессе собственной деятельности.

Согласно ФГОС ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, проектный метод в образовательной деятельности выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Метод проектов позволяет формировать те личностные и психологические качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

Рассказать о реализации системно-деятельностного подхода в проектной деятельности в практике хочу на примере проведенного мною одного из исследовательских индивидуальных проектов «Почему мед не всегда полезен?» Изучая тему «Продуты»,рассуждая о полезности продуктов, у детей особое внимание вызвал мед, а именно у одного из детей возник вопрос: «Почему мед не всегда помогает при простудных заболеваниях?» Сначала дети выдвигали разные гипотезы : всповнив мультфильм про Винни-пуха предположили,что мед принесли «неправильные пчелы»,мед,купленный в магазине не натуральный. Мы решили разобраться в этой проблеме и таким образом возник краткосрочный исследовательский проект «Почему мед не всегда полезен?» Целью которого было выяснить, с помощью опытов натуральный или с добавками мед продается в магазине. Поддержать интерес детей к исследовательской деятельности,создавая необходимые для этого условия. На первом этапе проекта дети получили задание вместе с родителями собрать информацию о меде : о его пользе и с помощью каких опытов можно определить натуральность меда. Далее дети делились полученной информацией в группе. Систематезировав информацию мы с детьми приступили ко второму этапу проекта. В непосредственно образовательной деятельности мы стали изучать мед. Сначала мы его изучали по органолептическим качествам (цвет, вкус, запах)- все эти показатели соответствовали норме. Далее мы приступили к опытно-экспериментальной части проекта. Из множества опытов на проверку некачественного меда, предложенных детьми,мы выбрали и провели самые интересные и доступные. Опыт1: Наклоняли ложку с медом и давали стекать- натуральный мед должен течь струйкой,а у нас еле капал. Мы дальше продолжили проверять мед. Опыт2: Мы растворяли мед в теплой воде. Мед натуральный должен растворяться в воде без осадка, а у нас появился осадок. В опыте 3 мы добавили в мед каплю йода –мед посинел, а нетуральный не синеет. В результате дети сделали вывод,что наш мед с добавками и доказали это опытным путем. Также дети рассуждали,что такой мед и не полезен и поэтому не помогает при простудных заболеваниях. Теперь они умеют проверять мед на наличие добавок. Также рассуждали чем могли разбавить мед, чтобы было не заметно - предположили,что сахаром и мелом. На заключительном этапе проекта мы с детьми подготовили презентацию,которую сначала показали детям других групп, а затем решили представить наш проект на городской конкурс проектов «Про все на свете» в прошлом году. Представлять проект поручили автору идеи. Он очень сильно волновался,но вдохновленный донести до всех свой проект и его результаты справился с этим на «отлично»,заняв 1 место.

Таким образом, на современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход. Проектная деятельность как средство реализации данного направления, обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку, формирует познавательные умения: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, отражать картину окружающего мира в творческой деятельности,что способствует успешному обучению в школе. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.

Доклад «Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»
Публикации по теме:

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников «Мышление – это основной человеческий ресурс, качество нашего будущего будет целиком зависеть от качества нашего мышления», - утверждает.

Системно-деятельностный подход как основа дошкольного образования «Человека нельзя «сделать», «вылепить» как вещь, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»
Опубликовано: 15 марта 2015 в 15:30
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Голоднова (УИ 239529) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД