Жанна Голоднова
Доклад «Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.
Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника, а системно - деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Публикация «Доклад „Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе“» размещена в разделах
Итак, золотые правила системно-деятельностного подхода, которые актуальны и в проектной деятельности :
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.
Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.
Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанники получают не готовое знания, а добывают их сами в процессе собственной деятельности.
Согласно ФГОС ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, проектный метод в образовательной деятельности выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Метод проектов позволяет формировать те личностные и психологические качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.
Рассказать о реализации системно-деятельностного подхода в проектной деятельности в практике хочу на примере проведенного мною одного из исследовательских индивидуальных проектов «Почему мед не всегда полезен?» Изучая тему «Продуты»,рассуждая о полезности продуктов, у детей особое внимание вызвал мед, а именно у одного из детей возник вопрос: «Почему мед не всегда помогает при простудных заболеваниях?» Сначала дети выдвигали разные гипотезы : всповнив мультфильм про Винни-пуха предположили,что мед принесли «неправильные пчелы»,мед,купленный в магазине не натуральный. Мы решили разобраться в этой проблеме и таким образом возник краткосрочный исследовательский проект «Почему мед не всегда полезен?» Целью которого было выяснить, с помощью опытов натуральный или с добавками мед продается в магазине. Поддержать интерес детей к исследовательской деятельности,создавая необходимые для этого условия. На первом этапе проекта дети получили задание вместе с родителями собрать информацию о меде : о его пользе и с помощью каких опытов можно определить натуральность меда. Далее дети делились полученной информацией в группе. Систематезировав информацию мы с детьми приступили ко второму этапу проекта. В непосредственно образовательной деятельности мы стали изучать мед. Сначала мы его изучали по органолептическим качествам (цвет, вкус, запах)- все эти показатели соответствовали норме. Далее мы приступили к опытно-экспериментальной части проекта. Из множества опытов на проверку некачественного меда, предложенных детьми,мы выбрали и провели самые интересные и доступные. Опыт1: Наклоняли ложку с медом и давали стекать- натуральный мед должен течь струйкой,а у нас еле капал. Мы дальше продолжили проверять мед. Опыт2: Мы растворяли мед в теплой воде. Мед натуральный должен растворяться в воде без осадка, а у нас появился осадок. В опыте 3 мы добавили в мед каплю йода –мед посинел, а нетуральный не синеет. В результате дети сделали вывод,что наш мед с добавками и доказали это опытным путем. Также дети рассуждали,что такой мед и не полезен и поэтому не помогает при простудных заболеваниях. Теперь они умеют проверять мед на наличие добавок. Также рассуждали чем могли разбавить мед, чтобы было не заметно - предположили,что сахаром и мелом. На заключительном этапе проекта мы с детьми подготовили презентацию,которую сначала показали детям других групп, а затем решили представить наш проект на городской конкурс проектов «Про все на свете» в прошлом году. Представлять проект поручили автору идеи. Он очень сильно волновался,но вдохновленный донести до всех свой проект и его результаты справился с этим на «отлично»,заняв 1 место.
Таким образом, на современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход. Проектная деятельность как средство реализации данного направления, обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку, формирует познавательные умения: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, отражать картину окружающего мира в творческой деятельности,что способствует успешному обучению в школе. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.