Севостьянова Мария Петровна
Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались этой темой, указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. От того, насколько ребенок и семья подготовлены к детскому учреждению, какие условия созданы в детском саду, зависит течение адаптационного периода.
Публикация «Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
На сегодняшний день, в период введения федеральных государственных образовательных стандартов, в период изменения позиции ребенка в системе дошкольного образования требуется разработка системы комплексной помощи сопровождения процесса адаптации ребенка и семьи к детскому саду.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет задачи современной педагогики – реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего детского возраста как базисной основы всего последующего развития. Раннее детство – начало развития ребенка, и благоприятная социальная среда воспитания, как в условиях семьи, так и в условиях общественного воспитания оказывает самое благоприятное воздействие на адаптацию.
Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода может не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.
Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей и родителей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
У нас имеются практические материалы, которые разработаны нами и подобранны в процессе написания методических рекомендаций. Они могут оказать помощь педагогам, работающим с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, старшим воспитателям, руководителям дошкольных учреждений при организации работы по приему будущих воспитанников.
В методической рекомендации, мы рассмотрели теоретические аспекты понятия адаптация к дошкольному учреждению. Анализируя литературу по данному вопросу, выделили три периода привыкания ребенка к детскому саду. Это помогло классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая).
Целью практической части нашей работы, было создание системы психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации к условиям детского сада.
Цель была реализована через задачи:
Разработать механизмы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе организации и функционирования адаптационной группы;
Разработать методическое сопровождение при взаимодействии с детьми в рамках функционирования адаптационной группы;
Выстроить алгоритм работы с семьями воспитанников, поступающими в детский сад
Сформировать положительный настрой детей и родителей к детскому саду.
Помочь ребенку в прохождении более легкой адаптации к новым социальным условиям.
Основные направления работы лежат в двух параллелях: взаимодействие с детьми и их семьями.
Новизна методической разработки состоит в организации разностороннего конструктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Детский сад должен стать «открытой» системой для родителей по всем вопросам развития и воспитания ребенка.
Концептуальной основой нашей деятельности являлось обеспечение психофизического благополучия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, как залога успешности его развития в дошкольном и школьном детстве. Система психолого-педагогического сопровождения детей и родителей состоит из трех этапов:
Первый этап – подготовительный. На этом этапе происходит знакомство родителей с жизнью нашего сада. Мы предоставляем подробную информацию о деятельности учреждения (основные направления деятельности, творческие достижения детей, деятельность ДОУ по оздоровлению и т. д.) используем как индивидуальные консультации, так и групповое собрание, которое включает в себя экскурсию по учреждению, дегустацию некоторых блюд из детского меню, знакомство с педагогами группы в виде тренинга.
Период адаптации – трудное время для малыша. Но, в то время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важно организовать взаимодействие педагогов и семьи. С этой целью нами разработано перспективное планирование по сотрудничеству с семьями воспитанников.
Основной этап, и самый главный, начинается с прихода ребенка в группу детского сада. И этот процесс не должен быть спонтанным, поэтому нами было разработано перспективное планирование на адаптационный период для детей 2-го и 3-го года жизни. Развивающая среда в группе так же имеет большое значение, так как способствует возникновению положительных эмоций у детей. Она основана на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов к развивающей предметно-пространственной среде.
На этом этапе адаптация может включать несколько периодов, предложенных психологом Белкиной Ларисой Владимировной.
Заключительный этап начинается, когда ребенок посещает группу по 2-3 часа в день. В этот период родители и воспитатель внимательно следят за его самочувствием, отмечают характер сна, аппетита.
Весь период адаптации детей фиксируется в листах наблюдений, на основе которых мы проводили мониторинг.
Данную систему сопровождения детей в период адаптации к детскому саду мы представили как некую модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни.
Сложность приспособления к новым условиям, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми определяют необходимость сбора информации о ребенке и его окружении, определение социального статуса семьи, психофизического здоровья ребенка. С этой целью было проведено анкетирование родителей.
Система психолого-педагогического мониторинга организации адаптационного процесса в нашем ДОУ была ориентирована на детей и родителей, как участников адаптационного процесса, определяла цели, конкретные методики, условия и сроки проведения мониторинга.
Дети
Родители
Цель мониторинга:
Отслеживание показателей здоровья и психофизического развития детей, вновь поступающих в ДОУ
Выявление уровня отношения семьи вновь поступающих детей к организации работы ДОУ по успешной адаптации детей (условиям адаптации ребенка в группе, готовности к сотрудничеству)
Методики:
Заполнение листов адаптации (Приложение № 8)
Анкета
«Расскажите нам о своем малыше»,
самоанализ "Как мой ребенок привыкал к детскому саду»
Условия проведения:
Личностно-ориентированное общение, свободная деятельность детей, естественные условия пребывания,
достаточная предметно-пространственная, развивающая среда,
Доверительные партнерские отношения, общение на равных, заинтересованность родителей
Сроки:
март-август
март-август
Результатами работы ДОУ по организации психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации к условиям детского сада стали следующие выводы.
Прослеживается динамика в увеличении количества детей с легкой степенью адаптации и снижение процента детей с тяжелой степенью адаптации.
2013 год 2014 год
легкая степень 24% 52.8%
средняя степень 47,2% 42, %
тяжелая степень 28,8 % 4,8%
Полученные результаты дают основание для разработки индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов с целью сохранения психофизического здоровья детей.
2. Возросла заинтересованность родителей к работе педагогов адаптационной группы :
2013 год – 91,2%
2014 год – 100%
Работа по взаимодействию с семьей в адаптационный период является фундаментом для установления доверительных партнерских отношений в дальнейшем.
Таким образом, созданная нами методическая рекомендация помогает стремиться к тому, чтобы ребенок справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, стараемся предупреждать проявления тяжелой адаптации, последствия которой непосредственно отражаются на здоровье и развитии ребенка.
В целом деятельность педагогического коллектива по организации взаимодействия с вновь поступающими детьми и их родителямиспособствовала повышению имиджа ДОУ среди других дошкольных учреждений.