Лариса Карасаева
Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Современные исследователи сходятся во мнении, что динамичный мир, который полон н неожиданностей, постоянных стрессовых ситуаций отрицательно сказывается на психике человека и её необходимо начинать укреплять с дошкольного возраста. Необходимо развивать эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия.
Публикация «Статья „Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения“, Часть 2» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Подготовительная группа
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ступая на порог класса, ребенок сталкивается с рядом трудностей. Скорость и успешность его адаптации к новым условиям будет напрямую завесить от умения преподать себя как личность и выстроивать взаимоотношения со сверстниками и учителями, способностями справляться с трудностями и преградами.
Развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольника весьма актуальна она является фундаментом личности человека, который определит его дальнейшую жизнь.
Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления [4].
Создание эмоционального фона, поддержание его положительного настроения, укрепляет психическое и физическое здоровье ребёнка. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться, любить – этому научиться сложно. Перед дошкольным учреждением и семьей ребенка должна стоять задача научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания, избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
Работа по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей содержит в себе, например, такие методы, как:
• игротерапия (словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения);
• сказкотерапия, даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т. п., учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства;
• театрализация (разыгрывание небольших сценок, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; обучение понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках);
• беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций;
• использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, картин; схем, пиктограмм, графических изображений, символов;
• прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений с целью снятия стрессовое состояние.
Одна из разновидностей игротерапии, реализующийся нашим детским садом – пескотерапия. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг первый отметил терапевтический эффект игры с песком. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит…Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще важно, что игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Успешность психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6-7 лет к условиям школьного обучения зависит от систематичности проводимой работы и, несомненно, это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей. Многие мамы и папы ошибочно считают, что для поступления в школу достаточно лишь научить малыша чтению и счету до десяти. Необходимо проводить просветительскую работу с семьями воспитанников и оказывать им квалифицированную помощь.
Методическая работа должна включать в себя, например, такие пункты:
- консультирование и просвещение родителей и педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе;
- взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации;
- психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей к условиям школьного обучения.
Список источников.
1. Безруких М. М «Учить писать дошкольника? - Категорически нет!» https://dob.1september.ru/2002/06/3.htm
2. Зыбцева Е. А. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac45.htm
3. Левшенкова Г. Н. Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Наро – Фоминск. Изд. : Наро-Новость, 2011.
4. Рыженко С. И. Программа психокоррекции эмоционально-волевой сферыдетей старшей и подготовительной к школе групп «Настроение». https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/library/psikhokorrektsionnaya-programma-nastroenie-dlya-detei-5-7let