Оксана Кобзева
План психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО
▼ Скачать + Заказать документы
План психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО :
Содержание деятельности Срок проведения Ответственный Результат
1. Психолого-педагогическая диагностика
1 класс
1. Изучение внутренней позиции школьника по методике Беседа о школе (модифицированный вариант (Нежнова Т. А., Эльконин Д. Б., Венгер А. Л.) октябрь Педагог-психолог Определение сформированности внутренней позиции школьника
2. Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант) октябрь Педагог-психолог Выявление сформированности самооценки школьника
Публикация «План психолого-педагогического сопровождения ФГОС ноо» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2. Изучение школьной мотивации по проективной методике «Что мне нравится в школе?» ноябрь Педагог-психолог Определение уровня школьной мотивации
3. Изучение школьной мотивации по методике «Анкета изучения мотивации» (Н. Г. Лускановой, апрель-май Педагог-психолог Определение уровня школьной мотивации
4. Изучения социальной адаптации ребенка к школе (по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) для родителей октябрь Педагог –психолог, учитель Определение уровня социальной адаптации ребенка к школе. Выявление первоклассников с
высоким риском школьной дезадаптации, формирование группы обучающихся для проведения развивающих занятий.
2 класс
1. Изучение уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций по методике Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра февраль Педагог-психолог Определение уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности логических операций
3 класс
1. Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман) март Учитель Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
2. Изучение уровня внимания и самоконтроля по методике «Проба на внимание» Гальперина П. Я., Кабыльницкая С. Л. март Педагог-психолог Определение уровня внимания и самоконтроля
4 класс
1. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г. Ю.)
февраль Учитель Определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.
2. Изучение уровня школьной тревожности по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» апрель Педагог-психолог Определение уровня школьной тревожности
3. Изучение мотивации по методике «Анкета изучения мотивации» (Н. Г. Лускановой, апрель-май Педагог-психолог Определение уровня школьной мотивации
4. Изучение интеллектуального развития младших школьников по методике Кеттелла март Педагог-психолог Определение уровня интеллектуального развития
5. Изучение межличностного отношений в классных коллективах по методике «Социометрия» февраль Педагог-психолог Определение социального статуса обучающегося
2. Консультативная деятельность
1. Тематические консультации для родителей «Психологические особенности первоклассников», Помощь родителей в адаптации ребенка к школе», Психологическое здоровье, как фактор, влияющий на успешность школьника» сентябрь – май (по запросам) Педагог-психолог, логопед, социальный педагог Повышения уровня информированности родителей
2. Тематические консультации для педагогов сентябрь – май (по запросам) Педагог-психолог, логопед, социальный педагог Повышения уровня информированности педагогов
3. Профилактическая и просветительская деятельность
1. Посещение уроков В течение года (по запросам) Педагог-психолог, логопед, Профилактика
возможных нарушений
в процессе обучения
ребенка в школе.
2. Выступления на педсоветах, на МО учителей начальной школы.
В течение года (по запросам) Педагог-психолог, логопед, Повышения уровня информированности педагогов
3. Информационные буклеты для учителей первых классов «Психологические особенности первоклассников» сентябрь Педагог-психолог Повышение готовности педагогов к работе в первых классах
4. Родительское собрание «Адаптация первоклассников. Помощь и роль родителей» ноябрь-декабрь Педагог-психолог Повышение уровня психологической компетентности родителей
5. Родительское собрание «Знакомство с результатами диагностики» для родителей 1 и 4 классов январь
май
Педагог-психолог Повышение уровня психологической компетентности родителей
6. Психолого-педагогический консилиум по адаптации обучающихся 1-х классов
декабрь
май Зам. директора по УВР, учителя 1-х классов, учителя предметники, педагог-психолог, логопед, социальный педагог Повышение уровня информирования педагогов и администрации о результатах диагностики с разработкой рекомендаций по сопровождению детей, которые испытывают трудности в процессе адапттации.
7. Психолого-педагогический консилиум по готовности обучающихся 4-х классов к переходу на среднюю ступень обучения
май Зам. директора по УВР, учителя 1-х классов, учителя предметники, педагог-психолог, логопед, социальный педагог Повышение уровня информирования педагогов и администрации о результатах диагностики с разработкой рекомендаций по сопровождению детей, которые могут испытывать трудности в процессе адаптации в 5 классе.
8. Оформление информационных стендов и выпуск буклетов:
- «В семье первоклассник»;
- «Кризис 7 лет. Что происходит с ребенком в этом возрасте?»;
- «Азбука для родителей»
- «Как пробудить у ребенка интерес к чтению» и др. Сентябрь Педагог-психолог Повышение уровня психологической культуры обучающихся и их родителей, педагогов
4. Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися испытывающими трудности в адаптационный период (групповые и индивидуальные) ноябрь-апрель Педагог-психолог Развитие познавательной,
эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков у обучающихся в начальных классах, профилактика отклоняющегося поведения, профилактика дезадаптации
5. Аналитическая деятельность
1. Изучение медицинских карт обучающихся, поступивших в 1 класс сентябрь Медицинский работник, педагог-психолог, логопед База данных о состоянии здоровья обучающихся. Формирование группы риска из обучающихся, имеющих неврологические и логопедические нарушения
2. Составление отчетов.
Консилиум май Педагог-психолог, логопед, социальный педагог Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении
Заключение
Целью разработки и внедрения данной мотивационной программы явилось обязательное требование ФГОС знать и учитывать индивидуальные возрастные психологические особенности обучающихся. Эта программа поможет сформировать «Портрет учащегося нового поколения».
Инновация данной программы еще и о том, что все классические и авторские диагностические методики приведены в соответствии с основными видами УУД. Об эффективности программы можно судить по результатам мониторинга, где прослеживается положительная динамика по всем диагностическим направлением.
Разработанную программу можно использовать, как ориентировочную, на основе которой можно составить индивидуальные стратегии психологической работы, основанные на специфических проблемах и ресурсах своей собственной школы.
Список литературы:
1. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолог. Под ред. И. В. Дубровиной, М. : 2001.
2. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Под ред В. В. Рубцова,М. 2010
3. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введение в ФГОС : планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/ сост. И. В. Возняк – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е, 2014. – 235 с.
4. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М. : «Просвещение», 2011.
5. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.
М,2010
6. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М,2008