Марина Копешкина
Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения коммуникативной и когнитивной функций.
(Из опыта инновационной деятельности специалистов ПМПК Сормовского района г. Н. Новгорода).
М. Г. Копешкина, специалист ПМПК Сормовского района высшей квалификационной категории, лауреат премии города Нижнего Новгорода.
В данной статье представлен обобщенный опыт инновационной деятельности специалистов ПМПК Сормовского района – по решению одной из актуальных задач специального образования: обеспечение условий успешной социализации детей с ОВЗ.
Публикация «Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей» размещена в разделах
При разработке концептуальных подходов к решению обозначенной задачи были определены условия, обеспечивающие успешную социализацию, к которым были отнесены: во-первых, обеспечение комплексности психолого-педагогического сопровождения детей в системе школьных и дошкольных образовательных учреждений; во-вторых, формирование коммуникативных способностей детей с использованием как вербальных, так и невербальных средств общения.
ПМПК Сормовского района была создана в 1991 году при управлении образования Сормовского района. В настоящее время ПМПК работает как постояннодействующая в системе школьных и дошкольных образовательных учреждений образования Сормовского района.
К основным направлениям деятельности ПМПК относятся:
- изучение особенностей психофизического развития детей школьного и дошкольного возраста;
- методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей школьного и дошкольного возраста;
- координация деятельности РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов (45 человек, педагогов-психологов школьных и дошкольных образовательных учреждений (15 человек, учителей и воспитателей СКК (60 человек, воспитателей ГКН (73 человека, а также педагогов психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений – 44 консилиума.
В рамках инновационной деятельности специалистами ПМПК был обобщен опыт построения модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая представлена в методическом пособии «Изучение особенностей психофизического развития детей в системе школьных и дошкольных образовательных учреждений». Своеобразие разработанной модели заключается в том, что диагностическая программа, которая представляет собой не только комплекс подобранных диагностических методов и приемов в соответствии с поставленными задачами, но одновременно и способ их интерпретации с учетом деятельностного подхода к образованию детей с ОВЗ. В разработанной диагностической программе особое внимание уделяется подбору и анализу различных видов помощи при изучении ведущих видов деятельности ребенка, в том числе познавательной и речевой деятельности, а также отдельных психических процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы. В связи с коммуникативно-деятельностным подходом к образованию детей с ОВЗ хотелось бы отметить, что в логопедическом обследовании речь рассматривается и как психический процесс, и как самостоятельная деятельность, имеющая определенную структуру. Важно отметить, что в разработанной диагностической программе особое значение приобретает подбор системы многоуровневых дифференцированных заданий, видов обучающей помощи, использование инструкций с заданными характеристиками и последующим анализом деятельности ребенка в зависимости от предлагаемых инструкций и видов помощи
В контексте разработанной концепции психолого-педагогического сопровождения решалась задача моделирования индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, имеющих сложную структуру нарушений психофизического развития с приоритетным выделением задачи формирования коммуникативных способностей ребенка как одного из условий его успешной социализации.
Таким образом, в результате инновационной деятельности была разработана модель программы психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой нарушений психофизического развития с использованием специальных методов и приемов, в том числе использование альтернативных средств коммуникации. Использование разработанной модели программы психолого-педагогического сопровождения и механизма адаптации специальных коррекционно-развивающих методов и приемов формирования коммуникативных функций ребенка к индивидуальным особенностям ребенка обеспечивает создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как коммуникация является важным средством интеграции ребенка в социум.
В перспективе планируется внедрение разработанной модели психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательную деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений Сормовского района. С целью обучения педагогов образовательных учреждений моделированию индивидуальной программы сопровождения детей с ОВЗ планируется организация цикла семинаров-практикумов по теме: «Построение индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»; с целью распространения опыта по моделированию индивидуальных программ планируется подготовка материала для выпуска II части методического пособия с обобщенным опытом организации взаимодействия педагогов при моделировании индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе детей со сложной структурой психофизических нарушений.