Получи документы

Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения». Часть 1

Лариса Карасаева
Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

Почти во всех делах самое

трудное - начало. (Ж. -Ж. Руссо).

Каждый новый этап жизни приносит человеку множество страхов перед неизведанным. И если даже таковых нет и не было, то попадая в новые условия, в незнакомую среду, люди теряются, чувствуют себя маленькой рыбкой в огромном чужом океане. Тем боле для детей изменения их привычного «микромира» сулит огромным стрессом.

Публикация «Статья „Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения“, Часть 1» размещена в разделах

Поступление в школу очень значимое, важное событие как для детей, так и их родителей. Для комфортного перехода на следующую ступень социализации необходимо, что бы ребенок был готов к новому, не виданому. На сколько смелым будет шаг ребенка на встречу знаниям, к более сложному мировоззрению, как скоро он сможет адаптироваться в новых условиях зависит от того, какой «фундамент» заложен в личности ребенка, на сколько качественны те умения и навыки, к привитые ему в дошкольном детстве.

Динамика развивающегося общества, требуют от современного человека такие качества, как высокая стрессоустойчивость, способность эмоционально адаптироваться к не редким стрессовым ситуациям; высокая конкурентоспособность в мире полном неожиданностей и «крутых поворотов» требует наличие волевого характера в достижении желаемых результатов. XXI век Современный мир диктует человеку необходимость развития и совершенствования данных качеств.

Современное образование, его методики, программы и требования развиваются параллельно требованиям 21 века. И не зависимо от того, посещал ли ребенок детский сад или воспитывался дома он должен иметь достаточный уровень готовности к обучению в школе. На сколько успешно, эффективно пройдет адаптация ребенка к школе, во многом будет зависеть его дальнейшее отношение к образовательному процессу, а на сколько легко он привыкнет к новой окружающей среде подготовит его к беспроблемному переходу на следующие этапы социализации.

Не секрет, что дети посещавшие ДОУ на много лучше адаптируются к школе, так как одной из задач педагогического коллектива организовать психолого-педагогического сопровождение детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательных программ ФГОС; помочь ребенку правильно сформировать, всестороннее развивать качества личности, навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в рамках начального школьного образования и в других жизненных ситуациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предполагает, что содержание дошкольное образование превращается в опорную ступень для дальнейшего успешного обучения ребёнка в начальной школе. Упор делается на новые представления о содержании и организации дошкольного образования, подготовки детей к обучению в школе. Речь идё т о:

1) переносе акцента со знаний, умений и навыков на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность»;

2) решении поставленных целей и задач с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

3) о совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

В педагогической практике педагогов дошкольного образования необходимо выделить и три направления для всесторонней подготовки воспитанников к школе : основа «фундамент обучения», физическое развитие, психологический комфорт.

1. «Фундамент обучения»

Для того, чтобы ребенок легко справлялся с программой первого класса и далее играючи усваивал школьную программу, необходимо чтобы он овладел определенными навыками. Ему необходимо четко знать и уметь:

- сообщить информацию о себе (назвать полное имя (Ф. И. О., имена и фамилии своих, знать свой возраст, адрес)

- знать дни, недели, месяцы, времена года;

- знать буквы (не читать – необязательно); распознавать звуки (не буквы) на слух; различать гласный и согласный звук, находить определённый звук в слове, придумывать слова на определённый звук так, чтобы он был в начале, в середине, в конце слова;

- составлять устно предложения с заданными словами;

-различать геометрические фигуры ( минимум: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник);

- Считать до 10 в прямом и обратном порядке, считать до 20, 100 желательно, но необязательно; знать состав чисел в пределах 10; решать простые арифметические задачи;

- пересказать прослушанный текст; знать сказки и уметь их рассказать; читать наизусть любимые стихотворения, и непременно знать их автора;

- четко выражать свои мысли;

- ориентироваться на листе бумаги, в тетради, ориентироваться в пространстве (знать верх и низ, центр, правая и левая стороны);

- пользоваться ручкой, карандашом, линейкой, ножницами;

При чем надо заметить, что учить дошкольников писать рукописным шрифтом буквы и цифры в тетради – категорически нельзя! Формирование навыка письма - это сложнейший и длительный биологический процесс.

Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение костей запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции [1].

Но это не значит, что ребенок не должен заниматься письмом вообще, выше речь идет о безотрывном письме.

Необходимо ставить задачу сформировать навык простейшего письма. Прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать ровную линию, прямую линию, наклонную линию, овалы. Он должен научиться работать в строке. (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадобится.)

Для поступления в школу недостаточно лишь научить малыша чтению и счету до десяти. Одна из главных задач детского сада - обучить ребенка «учиться» : сосредотачиваться, внимательно слушать, правильно выполнять задания. Необходимо создать условия для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. Наряду с прививанием элементарных учебных навыков счета, чтения, стимулировать развитие познавательной активности, логического мышления, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, а также мотивации к обучению является одной из составной успешности воспитания в детском саду, что во многом определит успехи будущего ученика.

Огромное значение в успешности обучения имеет формирование положительного отношения к школе. Необходимо создать благоприятные условия для последующего формирования глубокой учебной мотивации. Мотивационный компонент в деятельности детей мало выражен, поэтому прежде всего перед педагогом стоит задача заинтересовать ребёнка в совершении каких-либо действий посредством положительных эмоций. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

2. Физическое развитие

Под физическим развитием предполагается выносливость организма ребёнка, а также достаточно развитая моторика.

Выносливость - такое физическое качество, которое обеспечивает любую двигательную деятельность, совершаемую в течение длительного времен. Она является показателем работоспособности, чем выносливее ребёнок, тем больший объём физической и умственной нагрузки он может выполнить. Воспитание у дошкольников выносливости улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность что особенно важно в плане подготовки детей к школе.

Одним из действенных средств физического воспитания детей дошкольного возраста является подвижная игра. Посредством подвижной игры происходит укрепление здоровья ребёнка, совершенствуются его движения: быстрота, выносливость, координация движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста и тем более важно работать над моторикой старших дошкольников.

Известно, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма. В. А. Сухомлинский писал, что источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Педагоги и родители воспитанников должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Уровень развития речи детей зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму [2].

Возвращаясь к теме об обучении письму следует помнить, что нельзя заставлять дошкольника выполнять письменные задания до изнеможения. Во-первых, при письме ребенок задерживает дыхание, и возникает кислородное голодание мозга - гипоксия. Во-вторых, в длительных и изнурительных занятиях нет необходимости. В педагогической литературе мы часто встречаем советы : тренируйте у детей мышечное чувство, и у них не будет сложностей при обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиологии! До 9 лет мышечное чувство, или, как физиологи говорят, кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи потов — это не даст желаемых результатов [1].

Продуктивными для развития моторики дошкольников являются такие виды деятельности, как лепка, рисование, конструирование, аппликация,, различные игры с мелкими предметами (бусины, камушки, горошина, палочки, пуговицы, пальчиковая гимнастика и пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). И многое другое [3]. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но, если будут соблюдены некоторые педагогические принципы в работе над развитием мелкой моторике старших дошкольников, занятия принесут ощутимые успехи и станут мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание что упражнения должны приносить детям радость, усложнение игрового материала должно проходить постепенно следует учитывать индивидуальные возможности ребенка; необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и использовать разнообразные приёмы и методики.

Публикации по теме:

«Мой выбор в жизни» «…Я ни о чем в этой жизни не жалею. Весь профессиональный опыт я накапливала по маленькой «капельки» педагогического труда. Я рада встречать.

В мире мудрых мыслей. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения». Часть 1
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 08:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения». Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Карасаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД