светлана ильдеркина
Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос психолого – педагогического сопровождения детей на разных этапах их развития.
Наиболее распространенной формой получения образования детьми с ОВЗ в настоящее время в России является специальное (коррекционное) образование. Здесь специализированная коррекционная помощь, как правило, оказывается дошкольникам с пяти лет и только в отдельных случаях с трех лет. Для ребятишек раннего возраста, имеющих особенности в психофизическом развитии или риск отставания, практически нет специальной службы раннего стимулирующего развития и консультационной помощи их родителям.
Публикация «Из опыта организации лекотеки, Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» размещена в разделах
В последние годы, в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. В Письме Минобразованя РФ от 16 января 2002 г. №03–51–5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и образовании детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» особое внимание уделяется интеграции детей раннего возраста, способствующей достижению ребенком с ОВЗ равного или близкого возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
С этой целью в системе дошкольного образования создаются различные варианты инклюзивного образования. Одной из форм оказания образовательных услуг семьям детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, где ребятишки по каким – либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, является организация в ДОУ лекотеки. Слово «лекотека» («Lekotek») образовано из шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek» – «собрание», «коллекция».
По своей сути, лекотека – новая форма работы с детьми, позволяющая проследить успехи и трудности каждого ребенка, пошагово сделать анализ его достижений, наметить этапы, поставить реальные задачи, подобрать современные формы работы, и в конечном результате отнивелировать имеющийся у ребенка недостаток до минимального его проявления.
Целью создания лекотеки в нашем учреждении явилось обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
Работа лекотеки направлена на решение ряда задач:
- реализовать образовательную программу, разработанную исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
- проводить психопрофилактику, психотерапию и психокоррекцию средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;
- обучать родителей (законных представителей, специалистов Учреждения методам игрового взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- проводить психопрофилактическую и психокоррекционную работу с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;
- проводить психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья при наличии согласия родителей (законных представителей);
- оказать содействие в социальной интеграции детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;
- помогать родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
- поддержать инициативу родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.
Организация работы лекотеки строится на следующих принципах:
1. Принцип индивидуального подхода.
2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
3. Принцип социального взаимодействия.
4. Принцип междисциплинарного подхода.
5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
6. Принцип динамического развития образовательной модели лекотеки. образовательного процесса.
7. Принцип взаимодействия с родителями, как равноправными участниками воспитательно – образователного процесса.
Для ребятишек с ОВЗ и их родителей созданы все условия, чтобы в детском саду они чувствовали себя комфортно, безопасно и могли бы получить квалифицированную помощь специалистов учреждения. Для оказания образовательных услуг имеется ряд помещений: игровая комната, музыкальный зал, спортивный зал, бассейн, сенсорная комната, кабинет ИЗО, кабинеты узких специалистов (учителя – логопеда, педагога – психолога, социального педагога). В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 г. г. детский сад оснащен специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей с ОВЗ (установлены пандусные съезды при входе в детский сад, в здании оборудован лифт для подъема и спуска, детский сад оснащен сооружением системы противопожарной сигнализации и оповещения).
В лекотеке собраны развивающие и коррекционные игры и игрушки, авторские пособия известных педагогов (пособие Фребеля, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, кубики Кооса и др., дидактические и раздаточные материалы, аудио – и видео материал, библиотека детских книг, методическая литература для специалистов и родителей.
В нашей лекотеке работает команда специалистов: старший воспитатель, учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, педагог по ИЗО, воспитатель группы.
Особенностью лекотеки является то, что работа с каждым ребенком строится по индивидуальной программе, учитывающей личностные, познавательные особенности ребенка, его стиль взаимодействия с окружением, его сильные и слабые стороны. Основной формой работы специалистов являются индивидуальные и групповые игровые сеансы. Наши педагоги в своей работе используют разнообразные направления: совместные музыкальные приветствия, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания О. В. Бурлакиной, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, координации и подражательности (элементы игровой кинезиотерапии, игры на развитие сенсорного восприятия, арт – терапевтические методы во всем своем разнообразии (сказкотерапия, музыкотерапия и другие, психогимнастику Чистяковой, тренинги раннего развития в паре мама – ребенок («Кенгуру» С. В. Ворониной, Р. Ю. Кухаренко; «Дитятко. 1 – 2 года» и «Счастливый малыш. 2 – 3 года» Е. В. Ларечиной, элементы логоритмики М. Ю. Картушиной, фонетической ритмики Т. М. Власова и А. Н. Пфафенродт, систему игр на формирование мышления у детей с ОВЗ Е. А. Стребелевой, разработки из индивидуально - ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека» (А. М. Казьмин, Е. А. Петрусенко, Г. А. Перминова, А. И. Чугунова, А. М. Пайкова, Склокина Н. А.) и многое другое. Каждая встреча специалиста с ребенком наполнена интересными, познавательными играми и приемами.
Посещают лекотеку дети раннего и дошкольного возраста, имеющие различное состояние здоровья и отличающиеся по уровню эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Но всех их объединяет потребность в получении не меньшего внимания и заботы, чем получают ребятишки, посещающие обычные группы детского сада
Клиентами лекотеки становятся не только дети, но и их родители. Родители малышей с ОВЗ не знают о возможностях педагогической науки по работе с ребенком, боятся сделать что-то не так, не всегда способны найти подход к своему чаду, чтобы заинтересовать его выполнить необходимые задания с желанием, обучить дошкольника привнося элементы игры.
Сопровождение родителей в лекотеке включает в себя :
- информационную поддержку, которая предусматривает разъяснение особенностей развития ребенка, приемов и методов педагогической помощи детям;
- индивидуальные консультации родителей с сотрудниками лекотеки, имеющие целью гармонизацию детско-родительских отношений;
- групповые встречи семей, организуемые сотрудниками лекотеки, проводимые с целью взаимодействия и получения семьями взаимной поддержки.
Стоит помнить, что отношение в обществе к людям с особенностями развития, с ограничениями здоровья - это зеркало, отражающее истинный портрет нашего общества.