Папки-передвижки

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду «Вот я пришел…»

Ирина Яшенькина
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду «Вот я пришел…»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду

Пояснительная записка

Данная работа имеет своей целью изучить и обобщить теоретический материал по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского образовательного учреждения, и на его основе выбрать и выработать методы и приемы по сопровождению процесса адаптации в нашем детском саду. Также в настоящей работе представлен практический опыт работы по этой проблеме. В данной публикации предлагается в сокращенном варианте.

Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду „Вот я пришел…“» размещена в разделах

Проблема адаптации представляется нашим специалистам особо актуальной, т. к. с прохождения этого процесса начинается работа с ребенком раннего возраста, а также непосредственно с его семьей. Наша задача – снизить или попытаться избежать таких реакций на адаптацию, помочь пережить этот процесс ребенку и его семье как можно безболезненнее, индивидуализировать этот процесс, профилактировать дезадаптацию.

Специалисты нашего детского сада уверены, что реальную помощь в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей раннего возраста, может оказать только единая система взаимодействия родителей и специалистов ДОУ, а также взаимодействие всех специалистов ДОУ между собой. Программа предложена в сокращенном варианте.

Формы и содержание психологического сопровождения адаптационного процесса

1. Работа с родителями.

2. Работа с педагогами.

Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении

3. Деятельность педагога-психолога включает в себя :

*проведение семинаров для педагогов по данной проблеме, групповые и индивидуальные консультации;

*групповые и индивидуальные консультации консультации для родителей, родительские собрания ;

*организация анкетирования родителей

*анализ результатов анкетирования.

Целями анализа является:

- выделение тех факторов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка;

*получение данных о навыках ребенка, о степени самостоятельности, любимых занятиях, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком.

Первые два этапа работы педагога-психолога имеют профилактическую направленность.

Следующий этап:

* реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации (индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации);рекомендации для воспитателей.

Наблюдая за поведением новых детей в группе в первые дни, психолог помогает воспитателю найти индивидуальный подход к каждому из них.

В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку, обеспечить психологический комфорт.

Психологу следует подсказать воспитателям, какие игры и развлечения предложить детям при приеме, правильно подобрать игрушки и специально организовать окружающую среду.

4.2. Работа психолога по преодолению дезадаптации :

1. Организовать проведение индивидуальных консультаций с родителями трудно адаптирующихся детей с целью выяснения характера отношений в семье. Консультации с родителями необходимо направлять на осознание причин плохой адаптации и поиск совместных путей решения проблемы. Вопрос, на который необходимо найти ответ совместно с родителями: «Что надо сделать для того, чтобы ребенку было хорошо в детском саду?».

2. Разработать программу рекомендаций для родителей и педагогов. Средние сроки адаптации, при отсутствии отклонений в нервно-психическом и соматическом состоянии ребенка, определяется возрастом ребенка. Для нервно-соматически ослабленных детей необходим свободный режим посещения детского сада, для того чтобы исключить утомляемость детей и позволить им постепенно включиться в жизнь детского сада.

3. В группе необходимо создать индивидуальный подход с учетом интересов, склонностей и особенностей психологического состояния ребенка.

4. Педагогу необходимо учитывать стиль семейного воспитания ребенка. Например, при гиперопеке в семье на первых порах и в детском саду необходимо повышенное внимание.

5. Организовать работа педагога с детьми, имеющими проблемы общения. Подключать ребенка в игры с предпочитаемой подгруппой общения для завязывания контактов.

6. Для уменьшения внутреннего напряжения у детей с проблемами адаптации необходимо проводить с ними подвижные игры, эмоционально насыщенные игры и занятия. С этой же целью организуются игры с масками, куклами, где сюжет сочиняется по ходу игры и тут же исполняется.

4. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации ребенка

- анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для дошкольного образовательного учреждения);

- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;

- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещений дошкольного образовательного учреждения.

5. Основные компоненты организации адаптационного периода :

1) Индивидуальный подход к ребенку (гибкий режим, создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками, учет домашних привычек).

2) Создание предметно-развивающей среды. Модель развивающей среды в период адаптации базируется на двух идеалах:

А) детский сад – это второй дом для ребенка;

Б) специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной доступной этому возрасту деятельности. Разнообразие, яркость и запоминаемость интерьера помогает скрасить момент расставания с родителями.

5.2. Прогноз возможной адаптации ребенка

1) Легкая адаптация. Ребенок спокойно входит в помещение, внимательно осматривается. Смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Использует в игре предметы-заместители, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке. Речь развита по возрасту, настроение спокойное, пантомимика выразительна. Ребенок адекватно реагирует на замечания, корректируя после них свое поведение. Умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают в случае необходимости. С доверием относятся к специалисту, проявляют в общении инициативу.

2) Средняя адаптация. Ребенок вступает в контакт только после привлекательных для него действий психолога. Когда напряженность первых минут спадает, он может вступать в контакт по своей инициативе и даже разворачивать игровые действия. Речь развита в пределах возрастной нормы. На замечания и поощрения реагирует адекватно, но может нарушать правила поведения. Родители не доверяют ребенку, часто делают ему замечания. Со специалистом они бывают либо откровенны, либо сохраняют дистанцию. Как правило, рекомендации психолога принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.

3) Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком можно установить только через родителей или вообще не удается установить. Малыш выглядит тревожным, замкнутым, переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, старается не отходить от мамы. Речь развита плохо. Замечание или похвала психолога оставляют ребенка безучастным или пугают – он обращается за поддержкой к родителям, но не всегда ее получает. Родители сомневаются в том, что их ребенок сможет освоится в детском саду, а встречу со специалистом воспринимают как экзамен или, наоборот, вступают в дискуссию, демонстрируя свою компетентность по всем вопросам. Такие родители нуждаются в дополнительных консультациях.

Заключение

Дошкольное учреждение должно способствовать формированию умений и навыков ребенка, обеспечивать полноценное развитие ребенка с учетом его персональных психофизиологических особенностей. И в этом немалая роль отводится адаптационному периоду : какой будет первая встреча ребенка с детским садом, каким будет взаимодействие родителей и педагогов, удастся ли наладить между ними отношения сотрудничества. От успешности прохождения адаптационного периода зависит дальнейшая успешность ребенка в детском саду. Создание и поддержка в ДОУ адаптивной педагогической среды должно стать задачей дошкольного образования. Эта среда, с одной стороны, должна максимально соответствовать особенностям и потребностям всестороннего развития всех воспитанников, с другой – способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, профилактики и преодоления проблемных ситуаций в детском развитии. Необходимо корректное встраивание этих задач в контекст единого дошкольного образовательного процесса.

Приложение.

Карта наблюдений

Фамилия, имя, возраст ребенка___

Дата заполнения: 1-ой части___2-ой части___

Параметры Характеристика 1-ая

часть 2-ая часть

1 2 3 4

1. Настроение Бодрое, уравновешенное

Неустойчивое, раздражительное

подавленное

2. Длительность и характер засыпания Спокойное, быстрое (до 10 мин)

Неустойчивое

Неспокойное, медленное

3. Длительность и характер сна Спокойный, соответствует возрасту

Неустойчивый

Беспокойный, не соответствует возрасту

4. Аппетит Хороший

Избирательный, неустойчивый

Плохой

5. Навыки самообслуживания Соответствуют возрасту

Не всегда

Не соответствует возрасту

6. Инициативность в игре Умеет найти себе дело

Не всегда

нет

7. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми Вступает в контакт сам

Не всегда

Сам не вступает в контакт

8. Результативность действий Доводит начатое дело до конца

Не всегда

Не доводит

9. Самостоятельность в игре Умеет играть самостоятельно

Не всегда

Сам не играет

10. Идет на контакт со взрослыми Легко

Избирательно

Трудно

11. Идет на контакт с детьми Легко

Избирательно

Трудно

12. Реакция на отрыв от матери Отходит от матери, проявляет интерес к окружающим

Отрывается не сразу

Периодически возвращается, плачет

Общий балл

Средний балл

Публикации по теме:

Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко»Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко» В 2011 - 2012гг. я совместно со своими коллегами Мариной Корыстиной и Еланой Пазоной участвовала в разработке и внедрению проекта по адаптации.

Работа педагога-психолога по адаптации к условиям общественного воспитания групп детей младшего дошкольного возраста Презентация адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста. Разработка дополнительной образовательной программы по адаптации детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду «Вот я пришел…»
Опубликовано: 6 апреля 2015 в 09:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду «Вот я пришел…»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Яшенькина (УИ 243780) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД