Людмила Буравцева
Методическая разработка «Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что математика не только обладает уникальными возможностями для развития детей, приводит «в порядок» ум, но и формирует жизненно важные личностные качества, такие как: алгоритмические навыки, творческие способности, внимание и память, аккуратность и трудолюбие.
Именно поэтому моим приоритетным направлением педагогической деятельности является
Публикация «Методическая разработка „Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Младший дошкольный возраст – это возраст исследований. Ребенок уже начинает отделять себя от мира окружающих его взрослых, постепенно вступая в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое знает, умеют, и, конечно, стремится узнать еще больше. Но ему достаточно сложно, без помощи взрослого, разобраться в разнообразии окружающего его мира: такого интересного и неизведанного. Именно познавательные процессы, или как их еще называют «внутренние помощники», позволяют ребенку успешно справиться с самыми разнообразными жизненными задачами.
У маленьких детей развитие познавательных процессов происходит очень интенсивно. В своей работе я использую различные способы и методы, которые способствуют развитию познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста. Помогаю познавать осмысленно и применять полученные знания на практике.
Главное для детей младшего дошкольного возраста – это знакомство с предметами и их качествами. Но их действия только начинают становиться целенаправленными, малышам еще трудно следовать к намеченной цели. Они очень легко отвлекаются, интерес легко возникает, но также быстро пропадает.
Как же сохранить внимание и интерес у малышей в процессе обучения математике? Очень просто: необходимо учитывать специфику данного возраста.
У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, мной разработана определенная система, по сути, являющаяся эффективным способом реализации задач по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей.
В результате освоения детьми практических действий, я даю возможность моим малышам познавать свойства и отношения объектов, величин и их характерных особенностей, многообразие геометрических форм, что является фактором, обеспечивающим целеообразование в неустойчивой познавательной сфере трехлетнего ребенка.
В используемых мной играх и упражнениях есть задания, направленные на развитие зрительной и словесной памяти, на формирование концентрации и расширения объема внимания, на развитие восприятия и воображения, на формирование умения абстрагироваться, развития умственных умений, таких как: обобщение, сравнение.
Большое внимание в системе образовательной деятельности я уделяю развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей. Подбор специальных игр и упражнений дает возможность малышам не только исследовать математические объекты, но и придумывать им образы.
Каждая игра или упражнения, которые я использую в процессе образовательной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, я объединяю их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом, что позволяет мне выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка. Моей целью не является освоение и отработка каких-то ни было математических понятий, а ввожу ребенка в специально организованную ситуацию, которая образует в его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Дети не замечают, что идет обучение. Вся система образовательной деятельности воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
В ходе таких игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие детей между собой и педагога с ребенком. При этом, учитывая тот факт, что дети обладают только своими свойственными им качествами и уровнем развития, я создаю условия, при которых каждый ребенок продвигается вперед своим индивидуальным темпом. Поэтому я стараюсь вести свою работу в зоне их ближайшего развития : на ряду с заданиями, предложенными в играх и упражнениях, которые дети могут выполнять сами, проявлять инициативу при выборе той или иной игры, я им предлагаю и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Успешное и самостоятельное преодоление препятствий в решении поставленных задач, помогает детям пережить радость победы, формирует у малышей желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего развития «минимум», но при этом, не тормозится движение вперед более подготовленных детей.
Еще одно из необходимых условий организации эффективной образовательной деятельности является создание атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, осознание для каждого ребенка радости и поддержки за его успехи. Я стараюсь сделать так, чтобы дети видели и чувствовали мою заинтересованность в общем «деле». На протяжении всей образовательной деятельности, я являюсь для детей партнером внимательным, а иногда даже азартным. Это важно не только для развития познавательных процессов и усвоению математических знаний, но и для сохранения и поддержки здоровья детей.
В своей работе я использую интегративный подход при организации образовательного процесса. Согласно принципу интеграции, развитие математических способностей детей, я осуществляю не только в процессе специфических игр и упражнений, но и при организации всех видов детской деятельности. Такой подход не только стимулирует развитие математических способностей моих малышей, но и способствует более успешному решению образовательных задач.
Например, интеграция задач в играх по развитию мелкой моторики дает возможность детям не только производить действия с пуговицами, бусинками, прищепками и тому подобными, выполняя координированные движения мелкими мышцами пальцев и кистей рук, а так же развивают представления о форме, цвете, величине, формируют математические представления. Ориентировка в пространстве и пространственные представления можно формировать у детей интегрируя задачи по физическому развитию. Дети не только выполняют основные движения и играют в подвижные игры, но и тем самым развивают умение ориентироваться в пространстве.
Для реализации образовательных задач по развитию детей в процессе обучения математики, мной созданы условия для проявления стимуляции обследования предметов для познания математических отношений и зависимостей. В группе имеется в наличии занимательные игры привлекающие внимание детей и вызывающие желание действовать. Объединение игр и упражнений в образовательной деятельности, направленных на развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста дала мне возможность решить следующие задачи:
Обучение ребенка доступным ему видом моделирования и формирования на этой основе математических представлений («число», «величина», «геометрическая фигура»).
Формирование общих приемов умственной деятельности
Формирование развития пространственного мышления.
Формирование конструктивных умений.
Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Формирование произвольного поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
Формирование общих учебных навыков и умений.
А итоговые формы учета и контроля знаний, полученные детьми в процессе обучения математике, является итоговая образовательная деятельность и открытые мероприятия для родителей, что дает возможность с уверенностью сказать, что дети обладают огромным запасом знаний и умений перспективного характера, и будут являться базой для выполнения заданий в следующих возрастных группах.
Список использованной литературы:
Анна Белашистая «Я считаю и решаю!» Екатеринбург: У-Фактория, 2007г. (Серия «Психология детства. Практикум»).
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Качемасова «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Москва «Ювента» 2010г.
Чеплашкина И. Н., Зуева Л. Ю. «Математика – э то интересно» Спб «Акцидент».
З. А. Михайлева, Э. Н. Иоффе «Математика от трех до шести» Спб «Акцидент» 1995г.
Б. П. Никитин «Ступенька творчества» Москва 1989г.
И. А. Михаленкова, Н. В. Анисимова «Развивающие игры» С