Столярова Инна
Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ».
Публикация «Методическая разработка „Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья — это особые дети, «особые цветы в бутончике», которые раскроются, если только найти свой индивидуальный подход, свой «ключик к сердцу». Таким ребятам нужно уделять больше внимания, активно взаимодействовать с ними.
Воспитание и развитие ребенка с ОВЗ – кропотливый и трудоемкий процесс.
У детей младшего возраста с ОВЗ запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде очень скуден. Они испытывают дефицит общения с окружающими людьми, что вызывает задержку в усвоении общественного опыта и трудности адаптации в обществе. Дети быстро утомляются в физической, интеллектуальной и эмоциональной сфере. Поэтому необходимо создавать условия, эмоциональный настрой, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха. Обучение детей младшего дошкольного возраста должно быть привлекательным и захватывающим, чтобы ребенку было интересно, полезно, приятно. Для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности.
В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях.
Одним из способов решения этой проблемы с детьми младшего возраста является применение игровых технологий.
1 слайд
Игровые технологии - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;
Учёт структуры дефекта;
Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;
Соответствие коррекционной цели занятия;
Учёт принципа смены видов деятельности;
Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
В младшей группе мы проводили интегрированное занятие «Гусеница». Интеграция образовательных областей:«Труд», «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие».
Давайте рассмотрим, какие игровые технологии использовались на этом занятии.
2 слайд
Основные этапы интегрированного занятия:
I этап. Организационный момент, где используются разнообразные методические приемы, с целью настроить детей на совместную работу.
II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.
III этап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях через основные виды детской деятельности.
I V этап. Подведение итогов.
3 слайд
Игровая ситуация. Детей приглашают сесть в автобус и оправиться в путешествие на весеннюю полянку.
4 слайд
Воспитатель: Послушайте, какие звуки издают насекомые. Они тоже умеют разговаривать, потому что они живые существа.
Проблемная ситуация «Давайте вспомним, каких насекомых вы знаете?»
5 слайд
Дети: Муха, божья коровка, стрекоза, гусеница, жук, кузнечик, бабочка, пчела.
Воспитатель: Скажите, кто из этих насекомых летает?
Дети: пчела, муха, стрекоза, бабочка.
Воспитатель: А кто ползает?
Дети: Божья коровка, гусеница, жук
Воспитатель: Кто прыгает?
Дети: Кузнечик
Воспитатель: Молодцы!
(Шорох гусеницы.)
Игровая ситуация «Ой, что это за шорох? Кто там шуршит, в траве? Посмотрите! Да это же гусеница!»
6 слайд
Игровая ситуация с элементами театрализации и музыки, закрепление цвета «Что-то гусеница невесёлая? Тебе скучно? Мы тебя развеселим! Сейчас ребятки превратятся в гусениц, оденут шляпки, станцуют и потом каждый займёт свой домик- листочек под цвет своей шляпки».
7 слайд
Ну что, гусеница, какое у тебя настроение? Ты опять грустишь?
-Ребята, Гусеница говорит, что ей скучно одной на полянке.
Воспитатель: Ребята, давайте слепим нашей гусенице друзей, чтобы она не скучала.
Ребята: Да!
Игровая ситуация «Давайте встанем друг за другом, паровозиком-гусеницей и поедем в детский сад лепить друзей для нашей гусеницы» (Дети под музыку «Выход гусеницы», идут к столу.)
8 слайд
Дети садятся за стол.
Игра на развитие мелкой моторики «Ребята, давайте разомнем пальчики»
9 слайд
Маленькая гусеница по листку ползёт,
Листик как конфеточку целый день грызёт.
Наконец, накушалась, кокон вдруг свила.
В коконе том куколка зиму проспала.
А весной той куколке надоело спать,
Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.
Движения:
Пальчиками правой руки перебирают, продвигаясь от локтя к ладошке левой
Пальцы левой руки сомкнуты, выпрямлены, правой изображают как гусеница «грызёт листок»
Складывают ладошки «лодочкой»
Прижимают ладошки к щеке, изображают сон
Потянуться
Ладошки раскрыты, руки перекрещены, изображают полет бабочки.
Воспитатель: А что есть у гусеницы?
-У неё есть голова. На голове глазки, носик, ротик, рожки. Ещё у неё есть туловище и много ножек.
- Скажите, а из чего состоит туловище?
Дети: Из шариков.
Воспитатель: Шарики какие?
Дети: Круглые.
Воспитатель: А что любит кушать гусеница?
Дети: Листочки.
Воспитатель: Она сидит на листочке и кушает листочек.
Воспитатель: Какого цвета гусеница?
Дети: Она разноцветная.
Воспитатель: Гусеницы бывают разные.
Предлагаем детям слепить гусеницу.
10 слайд
Для этого надо сделать из пластилина шарики и соединить их друг с другом. Первый шарик больше - это будет голова гусеницы. С противоположной стороны – хвостик. На голове надо прикрепить две короткие спички (рога) и глаза из пластилина в виде маленьких шариков.
Соединили шарики и получилась разноцветная гусеница!
Примечание:
в зависимости от возможностей детей можно слепить одну гусеницу (коллективная работа, или каждый ребенок лепит свою гусеницу (катает 6 шариков).
Кладем гусеницу на листочек.
Справились мы с задачей?
- Да! Мы все вместе слепили гусеницу из шариков.
Молодцы!
11 слайд
Давайте посадим наших гусениц на полянку.
Теперь гусеница не будет скучать. У нее есть друзья.
12 слайд
Проводится анализ занятия.
13 слайд
Игровая ситуация «Ребята, гусеница – это страшный зверь?»
- Нет!
Это рыбка?
-Нет!
Это птичка?
Нет!
Кто же это?
- Насекомое!
А какие еще есть насекомые?
- Мухи, стрекозы, кузнечики, пчелки, жуки и т. д.
А как передвигается гусеница?
- Она ползет.
А чем питается гусеница?
- Травкой, листиками.
Молодцы! Понравилось вам путешествие на весеннюю полянку?
Дети: Да!
Игровая ситуация «Гусеница превращается в бабочку. Давайте и мы превратимся в бабочек и полетаем». (Дети под музыку летают.)
14 слайд
Благодаря игровым ситуациям на занятии дети с поставленными целями и задачами справились, не устали, им было интересно. Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, но сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, кроме того дает возможность принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно, что особенно важно для детей младшего возраста с ОВЗ.