Клементьева Ирина
Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему:
«Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель:
Клементьева И. А.
ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района СПб
Цель: Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи обучения детей пению:
Публикация «Методическая разработка „Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
- Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению.
- Учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и самостоятельно в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне его.
- Развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, слуховой самоконтроль.
- Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон.
- Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.
Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Здоровье»
- Создавать полноценные условия для сохранения здоровья детей
- Развивать интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии
- Внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс
- Закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных.
- Создать комфортные условия для здоровья психики ребёнка в образовательном процессе.
Голос – это уникальный дар, полученный каждым человеком при рождении.
Голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому ребёнку.
Голос - это инструмент общения человека с окружающим миром.
Голос - музыкальный инструмент, единственный и неповторимый. При помощи этого инструмента человек может выразить своё настроение, передать в пении своё эмоциональное и душевное состояние.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словестному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создаёт условия для их эмоционального, музыкального общения. Совместное пение развивает чувство коллективизма.
Певческие навыки и умения.
Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучать детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.
Певческая установка – это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребёнка. Руки на колени.
Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох – медленным. Слова произносят чётко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободным движением нижней челюсти.
Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.
Ансамбль (с французского «слитность») – это правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра.
Строй – это точное, чистое певческое интонирование.
В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:
- правильному звукообразованию;
- правильному дыханию;
- хорошей дикции;
- чистоте интонации;
- ансамблю – стройному, согласованному пению.
Звукообразование
Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения.
Дыхание
В пении большое внимание имеет дыхание. На музыкальных занятиях дыхание укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
Дикция
Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять о чём поётся, показать, как произносятся отдельные слова, фразы.
Правильному произношению слов способствуют:
- выразительное чтение педагогом текста песни в процессе её разучивания; применяется во всех группах.
- коллективное пропевание текста на распев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.
- разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчётливое их произношение.
В старших группах рекомендуется приём коллективного произнесения текста шёпотом на высоком звучании в ритме песни, с чёткой артикуляцией.
Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата с помощью упражнений. Ясное звучание согласных, мягкие окончания фраз, смысловые акценты, осмысленное произнесение текста делают пение более выразительным.
Чистота вокальной интонации
Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объёма слуховых представлений. Для достижения чистоты интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.
В каждой группе встречаются дети, поющие фальшиво.
Причины этого различны:
- не в порядке голосовой аппарат;
- другие плохо слышат после перенесённых инфекционных заболеваний;
- застенчивы;
- не обладают устойчивым вниманием;
- нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.
Для достижения чистоты интонации необходимо:
- выбрать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
- давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;
- систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
- петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;
- вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;
- фальшиво поющим детям уделить особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение; наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими детьми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);
- разучивать мелодии в замедленном темпе, по частям и фразам;
- транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести её до нужного уровня.
- использовать на занятиях моделирование (демонстрация на фланелеграфе звуков мелодии. Показ движений рукой, дидактические игры и т. п.)
Особое внимание надо уделить индивидуальным занятиям, где учитываются особенности каждого ребёнка.
Получить чистоту интонации в пении помогают следующие приёмы:
- настройка на первом звуке песни;
- пение мелодии педагогом (восприятие детьми мелодии с голоса)
- исполнение мелодии на фортепиано, других инструментах;
- разучивание мелодии в замедленном темпе, по частям, по фразам;
- пение небольшими группами и соло.
Ансамбль
Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других, и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.
Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение.
Для того чтобы научить детей стройному согласованному пению, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление. Музыкальный руководитель подаёт знак – взмах рукой или кивок головой.
Постановка певческого голоса ребёнка, его особенности.
Голоса детей уже в дошкольном возрасте делятся на три природных типа: высокие, средние, низкие, каждый из которых характеризуется присущим ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами.
В удобной, соответствующей голосу тесситуре ребёнок поёт значительно чище интонационно, и при этом естественно, свободно и красиво.
Работа по постановке детского голоса должна начинаться уже в младшей группе, но её следует проводить очень осторожно и постепенно, в соответствии с природными типами голосов.
Необходимо ввести детей в певческую деятельность, проводя эту работу последовательно и постепенно.
На основании данных, полученных на индивидуальных диагностических занятиях, через 1-2 месяца детей нужно разделить по голосам и всю дальнейшую работу вести в соответствии с природным голосом каждого ребёнка. В течении первого года работа по постановке детского голоса должна идти, в основном, индивидуально.
Работа над певческим голосом с самого начала должна быть подчинена музыкально-художественным задачам.
На групповых, коллективных занятиях детей нужно посадить в три ряда по голосам:
низкие (ближе к фортепиано, средние и высокие.
На каждом занятии необходимо использовать распевание по голосам для «разогревания» певческого аппарата. Направление движения мелодии в распевках должно быть преимущественно нисходящим. При этом необходимо подбирать песни для соответсвующих голосов или транспонировать имеющиеся.
Дети, как известно, очень склонны к подражанию вообще и к подражанию голосу, характеру его звучания в особенности, поэтому педагог должен работать над своим собственным певческим голосом, чтобы его показ песни детям был по возможности профессиональным.
В программу каждой возрастной группы отбираются песни, доступные по содержанию детям того или иного возраста. Чем младше ребёнок, тем проще песня. Песни должны отличаться небольшим диапазоном, в соответствии с голосовыми возможностями детей, примерно в следующих пределах: ми - ля (младшая группа); ре – си (средняя группа);
до – ре (старшие группы).
Обычно в песнях для дошкольников преобладают короткие музыкальные фразы, чтобы дети могли своевременно взять дыхание. Ритм песен так же несложен и состоит из сочетания нот различной длительности – восьмых, четвертных, половинных. Чаще всего
песни исполняются в небыстром темпе. Петь громко не рекомендуется. Сила звучания детских голосов умеренная, так как голосовые связки ещё не сформированы.
Самый удобный материал для занятий с детьми всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут понадобиться в различных жизненных ситуациях.
Охрана детского певческого голоса
Учитывая хрупкость и слабость голосового аппарата ребёнка дошкольного возраста, педагог должен строить свою работу так, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, без крика.
- удержать детей от громкого пения, особенно, от длительного громкого пения (прежде всего во время разучивания); негромкое пение – одно из важных условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а следовательно, их нормальное
развитие; и не следует ни в коем случаи этого от них требовать;
- при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объёму голоса детей данной группы; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен – недопустимо;
- следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;
- добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.)
- не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2 – 3, на праздниках (не более 4 -5, а в младших группах – 3)
- не петь на улице при температуре воздуха ниже 18 С и влажности выше 40 – 60%.
Методика работы над песней
Работу над песней условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои методы и приёмы.
На первом этап – ознакомление с песней. Целью обучения является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить музыкальные средства выразительности.
На втором этапе – разучивание песни. На этом этапе происходит основная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам.
На третьем этапе - закрепление песни. Работа над воссозданием музыкально – художественного образа песни, над её эмоционально – выразительным исполнением. Планирование и последовательность работы над песней
1. Первоначальное слушание, объяснение общего содержания песни.
2. Повторное слушание. Разучивание мелодии песни.
3. Узнавание мелодии. Закрепление в памяти мелодии содержания песни.
4. Работа над чистотой интонации. Работа над дружным началом песни.
5. Работа над оттенками исполнения песни.
6. Работа над дикцией. Работа над чистотой интонации. Пение без сопровождения.
7. Работа над чистотой интонации – пение без инструмента, индивидуальное и группами.
8. Пение индивидуально и группами – по желанию детей и по моему выбору.
Песенный репертуар и требования к его подбору
Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное значение.
В программе детского сада песни подобраны в соответствии с определёнными принципами.
1. Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста.
2. Мелодии песен должны быть простыми, яркими и разнообразными по характеру.
3. Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.
4. Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе воспитания в детском саду.
5. В младшей группе песня должна состоять из коротких фраз – не более 2 тактов.
Предпочтительный размер 2/4, и оканчивается мелодия четвертной или половиной нотой. Это помогает детям успешно сделать естественный вдох перед началом другой музыкальной фразы. В средней группе музыкальные фразы удлиняются. В старших группах предлагаются песни с более протяжёнными фразами.
6. Темп песен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе. В средней группе предлагаются и оживлённые песни. В репертуар старших групп, включают песни разного темпа, но большинство из них, всё же, умеренные.
7. Ритм мелодий песен должен быть простым – состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых.
8. Задача музыкального руководителя следить, чтобы каждая последующая песня была несколько сложнее предыдущей. Усложняться может также форма песни.
Учимся петь, играя
Обучение пению требует от ребёнка волевых усилий, заинтересованности и внимания. Чтобы поддержать интерес к песне, необходимо создавать игровые ситуации, использовать музыкально – дидактические игры, проблемные задания. В среднем песня разучивается за 8 -9 занятий. Самую большую заинтересованность дети проявляют на первых трёх занятиях, потом интерес может падать и его нужно поддерживать с помощью различных педагогических приёмов, в том числе связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах, с драматизацией и т. п.
Учение с увлечением - это основа игрового обучения пению.
Методика вхождения ребёнка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.
Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они просто интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть всё необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Игровая методика больше, чем другие средства воздействия, соответствует потребностям растущего организма ребёнка. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Игровая методика полезна для вех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития.
Пение является важной составляющей гармоничного развития дошкольника.
Список используемой литературы:
«Игровая методика обучению пению» О. Кацер
«Основы музыкального воспитания и развития» А. Зимина
«Музыка – детям» Н. Метлов
«Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н. Ветлугиной
«Музыкальное воспитание дошкольников» Г. Новикова