Надежда Анатольевна Перминова
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей дошкольного возраста
к русской народной культуре.
Обобщение опыта работы.
Тема: Фольклорные праздники для современных детей
«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно» К. Д. Ушинский
Публикация «Методическая разработка „Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Народная культура – это одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Актуальность темы моего опыта заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает уважение, гордость за родную землю. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
В своем опыте работы я опираюсь на духовно-нравственный потенциал народных традиций. Использую разнообразные виды занятий: познавательные беседы, развлечения, праздники, посиделки.
Фольклорные праздники обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. Через фольклорные праздники дети могут развиваться, могут проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. Фольклорные праздники это прекрасный материал для развития эстетических чувств детей, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.
Для детей наиболее естественными будут праздники, в которых традиционно принимают участие сами дети. Это фольклорные праздники: «Осенины», «Рябинник», «Капустник», «Санница»,
«Колядки», «Масленица», «Праздник березки», «День семьи, любви и верности». .
Правильно организованная подготовка праздника – одно из условий успешного проведения.
Для проведения праздника составляю сценарный план работы. В репертуар включаю местные музыкальные традиции, обычаи, игры. В основе каждого фольклорного праздника лежит определённая идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрылась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара: стихов, песен, плясок, игр, хороводов и т. д. Обязательно учитывается уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных данных, двигательных навыков. В программе праздника рекомендуется сочетание разных видов искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. В каждый праздник входят народные песни, потешки, танцы, пословицы, загадки. Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения праздника является их эстетическая ценность. Значимую часть программного содержания праздника представляет детский фольклор, так как он наиболее близок, понятен, полезен и доступен детям.
Основным результатом моего педагогического опыта является формирование у детей представления о фольклорных праздниках, истории и жизни русского народа.
Обучая детей народному творчеству мною были решены следующие задачи:
1. Приобщать детей к народной культуре, через фольклорные праздники.
2. Способствовать формированию познавательного интереса к народному творчеству.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю.
4. Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений.
Основными показателями результативности считаю:
1. Проявление у детей интереса к культуре и истории русского народа.
2. Овладение элементарными навыками использования информации для практического применения.
3. Проявление активности участия в фольклорных праздниках, играх, ярмарках, развлечениях.
Мною были разработаны мероприятия по народной культуре :
• «Рябинник»
• «Именины Домового»
• «Чудеса – Кудеса»
Итогом эффективной работы педагога всегда является улыбка на лицах детей, их веселый задор и смех на праздниках. Дети получают знания о народных праздниках и обрядах, а главное, на мой взгляд, могут и считают себя гражданами России, способными в будущем принести пользу своей Родине.