Алёна Симонова
Методическая разработка практических заданий с использованием кейс-технологии для личностно-ориентированного обучения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позу людей, их жесты и внешние выразительные действия.
При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора.
Публикация «Методическая разработка практических заданий с использованием кейс-технологии для личностно-ориентированного обучения детей» размещена в разделах
Кейс-технология (или метод анализа конкретных ситуаций) — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.
Отличительная особенность данной технологии состоит в том, что она используется для описания конкретных ситуаций или случая. Воспитанники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, а затем предложить возможные решения и выбрать лучшее из них, таким образом, реализуется компетентностный подход.
Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.
Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений.
Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся:
• метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс иллюстрации);
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
В дошкольном образовании в качестве методов кейс-технологии используют: метод ситуационного анализа, метод ситуационно-ролевых игр, игровое проектирование.
Метод ситуационного анализа
Данный метод основан на анализе конкретных ситуаций. Для детей дошкольного возраста, в силу развития психических функций и преобладания наглядно-образного мышления, чаще используются фото-кейсы и кейс-иллюстрации.
Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?»
Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья (Приложение 1).
Метод ситуационно-ролевых игр
Данный метод эффективный для реализации в ДОУ потому, что его основой служит игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Основная проблема разыгрывается в инсценировке и затем детям дается возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Ситуационно-ролевая игра «Юный пешеход»
Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге.
При проведении данного кейса педагогу отводится роль обучаемого.
Воспитатель предлагает детям оценить и, если необходимо, исправить ошибки, которые он допускает при переходе улицы, игр на улице.
Ситуационно-ролевая игра «Мы делили апельсин»
Цель: развивать логическое мышление, память, развивать умение сотрудничать, воображение детей, поддерживать проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
При проведении данного кейса педагогу отводится роль обучаемого.
Воспитатель предлагает детям помочь ему разделить апельсин на равные части, изначально демонстрируя неправильные варианты.
По завершении игры, можно предложить кейс «Пополам». Два яблока разного размера разделить поровну.
Игровое проектирование
Данный метод основан на проектной деятельности. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Игровой проект "Кока-кола: все за и против"
Данный проект долгосрочный и включает в себя несколько этапов:
1. Подготовительный - рассмотрение и постановка проблемы.
На данном этапе воспитанникам предлагается изучить состав кока-колы, влияние ингредиентов на организм человека, выдвинуть гипотезы и наметить пути их проверки.
2. Основной этап - дети с помощью педагога проводят эксперименты.
• Как часто вы употребляете кока-колу? - здесь детям предлагается самостоятельно провести опрос. Совместно с детьми решается - кто будет интервьюировать, кого (взрослых или детей).
• Молочный зуб растворяется в кока-коле за 12 часов - совместно с детьми решаете как можно это проверить (с помощью яйца).
• Старую монету можно очистить с помощью кока-колы - совместно с детьми решаете как можно это проверить.
На данном этапе педагогу отводится второстепенная роль. Он только предлагает проблему, а пути ее решения должны вырабатываться группой детей. Именно так будет реализована кейс-технология.
3. Заключительный - подведение итогов, самоанализ, подготовка презентации (Приложение 4).